Куда торопитесь?
Встал вопрос – надо менять свою «Шкоду», девочке уже много годков. Хандрить начала, лечение ее болячек стало ощутимо давить на карман. Ну, все же – почти два круга набегала, хотя – может, и больше. Но вот проблема – на что?
По роду своей работы много общаюсь с дилерскими центрами, причем и на неформальном уровне. Только на котором и можно услышать реальную правду. И частенько от представителей, допустим, концерна «М...» слышу – «в жизни на эту машину не сяду». Вместо «М...» можно подставить «Р..», разные варианты «Ф...», и так весь алфавит перебрать. Просто у этих людей есть конкретная, своя статистика отказов автомобилей. И все говорят в один голос – то, что было раньше, лет 6...8 назад, и то, что стало сейчас – две огромные разницы. По комфорту, приятным «шалобушкам» - в пользу нынешних, а вот надежности, ресурса – тех, прежних.
Почему так? Выскажу свое мнение – поскольку приходилось принимать прямое участие в процессе проектирования когда-то давно, и вижу, как изменился процесс создания машины сейчас.
Итак, как было раньше? Вспоминаю заставленный кульманами зал проектного бюро Управления проектирования двигателями АвтоВАЗа в конце 80-х – начале 90-х. И то, что стало лет через десять после этого, когда кульманы использовались уже только в качестве перегородок, чтобы разделить большой зал на отдельные зоны. Раньше на них висели чертежи, сейчас – объявления, календари и плакаты... А все рабочее пространство занимают полчища компьютеров... На них рисуют, считают, печатают, играют, с их помощью общаются, дружат и воюют...
И, как всегда, все идет с обычным перегибом. Если в те, старые времена, расчетам верили не очень, их брали к сведению, а все принципиальные решения принимались только на базе эксперимента, то сейчас – все наоборот! Расчет на компьютере является главенствующим! Причем мода эта пошла с Запада. Дело доходило до смешного. С год тому назад обращались ко мне бывшие наши из Штатов с просьбой просчитать им их новый двигатель весьма оригинальной конструкции. Долго им объяснял, что для такого мотора нет пока методов моделирования – их надо разрабатывать, адаптировать с помощью того же эксперимента. На что было заявлено – с нами никто разговаривать не станет о внедрении этого мотора, пока не представим толстый отчет с красивыми картинками по результатам моделирования! А эксперимент – его красиво не представить, потому он особо не нужен. И такое – далеко не единичный случай, все современные КБ ориентированы на Его Величество Расчет! А раньше таким Величеством был Эксперимент!
Нет, конечно, и сейчас без натурных испытаний не обходится, но их объем резко сокращен. Это делается ради экономии денег, а главное – времени! Раньше новую модель автомобиля делали 6...8 лет от постановки технического задания до выпуска в серию. Кстати, этот срок был характерен и для отечественного автопрома, и для западного, ну, может, там – чуток побыстрее, из-за меньшей бюрократии и формальностей, немного другой технологии проектирования. А сейчас этот срок должен быть уменьшен до 2...3 лет – ведь и конкуренты не дремлют, и рынок не ждет! Да и очередные правила тех же «Евро» спать спокойно не дают – кому интересно выводить на рынок то, что через год-два устареет основательно? Вот и встала проблема – резко сократить срок проектирования. Поскольку раньше до 80% времени уходило на экспериментально-доводочные работы, то их и надо резать! Тем более, компьютер создает, вроде бы, приемлемую альтернативу – чем пытать железо, лучше его просчитать.
Да не все так просто! Дело в том, что считать что-то сейчас можно очень неплохо, и мало врать при этом. Но... Есть куча нюансов – ведь физические процессы, происходящие в двигателе, чрезвычайно сложны и до сих пор кое-что даже не имеет общепринятого теоретического описания! А компьютер – он как обычная логарифмическая линейка, что в него заложишь, то и получишь. А вот правильно заложить ту самую информацию может далеко не каждый. Потому и вылезают ошибки, которые потом переходят в реальное железо. И, если раньше они отлавливались на натурных экспериментах, то сейчас, из-за сокращения программ экспериментальной доводки, дефекты проектирования могут и в серию пойти. А потом, если фирма честная – будет отзывная компания. Если нет – то будут старательно кивать на ошибки эксплуатации, холодные зимы, не то топливо... А машины все также будут стучать поршнями в холодную погоду, глючить при холодном запуске и просить невозможной по правилам эксплуатации «капиталки» в младенческом возрасте...
Идет много разговоров о «заговоре автопроизводителей», которые подло сговорились убить вторичный рынок и создать нам массу проблем на постгарантийном периоде эксплуатации автомобиля. Думаю, тут дело не в этом – просто современные требования по скорости создания и вывода на рынок новых моделей диктуют новые правила их проектирования. В которых места и времени на полный цикл экспериментальной доводки просто нет! А быстро, как известно, хорошо бывает редко...
Конечно, это не единственная проблема. Очень важно то, что мотор сам по себе – очень противоречивая штука, от которой хотим многого и одновременно. И чтобы расход топлива был минимальным, но при этом чтобы до «сотни» разгоняться за 5 секунд! И при этом – чтобы ходил долго и не ломался совсем. И чтобы экология была нужная, и масса минимальная. Но мотор – весь построен на компромиссах. И экономия с экологией никак не вяжутся с динамикой, а ресурс – с массой. И решения принимаются совсем не в пользу ресурса и надежности, главенствует экология и экономичность. А это – еще больше усугубляет ситуацию, описанную выше. Ведь в заведомо ослабленной конструкции ошибка проектирования куда более опасна.
Так на что менять свою «старушку»? Ох, не знаю....