Убитые моторы, дрянной бензин и… и что делать?
Мероприятие, намеченное на 17 сентября 2013 года, называлось так: «Открытая дискуссия между представителями автобизнеса и экспертами в области ГСМ». Организатор – SHELL. Обычно подобные сборища предсказуемы на 100%. Человек триста приглашенных, фуршет до и после, доклад с цветными диаграммами и бодрыми циферками на экране, пресс-релизы для очкастых дурочек, готовых переписывать для своих изданий любой бред. И пакетики с барахлом на выходе – флэшка, блокнотик и папка с рекламными проспектиками. Ненавижу фуршеты и пустые мероприятия. Но в гости к Шеллу» я все же пошел. И не пожалел. Хотя и проторчал в Сокольниках с десяти до пяти. Все дело в необычной тематике собрания. Дело в том, что нам с профессором Шабановым удалось недавно подготовить материал «Убийца в бочке» (ЗР, 2013, №3, http://www.zr.ru/archive/zr/2013/03/ubiitsa-v-bochkie), посвященный непонятному поведению современных моторных масел, приводящему к гибели моторов. Жутковатые фото, густая масса вместо современной синтетики, поиски первопричины – все это имеется в материале. Но одно дело, когда громкая статья появляется в СМИ, и совсем другое, когда на схожие проблемы указывает такой гигант как «Шелл». А тот признал факт массовых обращений автовладельцев в связи с загустеванием моторного масла! Стало быть, мы попали «в десятку». За одно это, как сейчас принято говорить, респект «Шеллу». Впрочем, было очевидно, что маститая фирма не собирается каяться в каких-то грехах, а хочет просто обозначить проблему и проявить в первых рядах свою озабоченность. А предполагаемый виновник был намечен заранее. Конечно же, это дрянное российское топливо – кто же еще? А вот и доказательство: читаем исходный вариант пресс-релиза: «… Возможной причиной ухудшения низкотемпературных свойств моторных масел стало значительное их разбавление тяжёлыми углеводородами вследствие использования топлива нестабильного качества.»
Так оно, поначалу, и шло. Правда, после первого же доклада я не выдержал и добрался до микрофона, дабы уточнить: будет ли встреча посвящена исключительно бичеванию нашенских бензинов? Зал оживился, но меня успокоили: дескать, будем обсуждать… Однако впереди был доклад, посвященный анализу качества московского бензина… Вот здесь оставалось только хмыкнуть: таблица из доклада перед вами:
Понятно, да? Ни один (!) из проверенных бензинов ничему не соответствует – чего ж, господа автовладельцы, вы хотите от моторных масел? А вот еще картинка из того же доклада…
Да, мальчик для битья определен. И это мне сильно не понравилось. Много лет проверяем топлива по всей стране, неплохо знакомы с состоянием дел, но чтобы 100% столичного бензина объявить негодным – это слишком. Не верю! Похоже, удивился не только я: наступает череда вопросов… Сначала уважаемого герра спрашивают, как он объяснит полимеризацию масла на абсолютно новенькой дилерской машине, в которой залит еще родной, «несоветский» бензин? Герр не знает… Следующий вопрос совсем простой: а можно ли смело заправляться на АЗС с вывеской SHELL? И попал ли в вышеупомянутые таблицы «шелловский» бензин? Опять неясность.
Очередной доклад – по результатам исследования испорченных масел. Для экономии времени, переходим сразу к выводам:
Оказывается, виноваты парафины! Как только их добавили в исследуемое масло, оно тут же стало портиться на глазах. А парафины пришли из дрянного российского бензина: мы же именно его заранее определили виноватым! А коли так, то нашему потребителю нужно не быть раздолбаем, и тщательно подходить к выбору бензина, а не тупо лить в бак все подряд! Тему радостно подхватили… Дескать, все верно: потребитель обязан не хлопать ушами, а ответственно подходить к своему поведению на АЗС. А то зальет сдуру черт-те что, а потом жаловаться бежит! Надо, дескать, изучить паспорт качества, посмотреть на чек… Однако в этот день здравый смысл умудрился-таки победить. Один из приглашенных масленщиков ехидно поинтересовался: где доказательства того, что вредные парафины прятались именно в бензине? Другой уважаемый нефтехимик открыто заявил, что потребителю не должно быть никакого дела до разного рода этанолов, изобутанолов и эфиров: он должен заплатить деньги и получить качественный товар! Третий выступающий напомнил, что чек на АЗС выдают ПОСЛЕ, а не ДО заправки. Четвертый заметил, что паспорт качества на практике является филькиной грамотой с какого-то ксерокса… А уважаемая дама из ЦМТУ Росстандарта прямо спросила, почему докладчик не ссылается на действующий технический Регламент? И понимает ли он, какая очередь из неработающих машин тут же образуется на обочинах, если с бензином в России на самом деле все так плохо? В итоге, стало ясно одно: свалить все беды на бензин не удастся. Я со своей стороны ехидно напомнил, что в ходе зарулевских испытаний мы умышленно пытались испортить масло откровенно дрянным бензином – не получилось! Мотор чихал, дергался, но работал – при этом никакого асфальта в поддоне не образовалось. Так какие же рекомендации рядовым пользователям сможет дать уважаемое собрание? А вот какие (см. п. 3 очередного доклада):
Мне было приятно это читать. Как минимум, потому, что точно к таким же выводам мы пришли сами в результате полугодового испытания современных «синтетик» в условиях «пробок». Смысл такой: сегодня пробег автомобиля логично мерить не в километрах, а в моточасах – поэтому смело сокращайте интервал замены масла в полтора-два раза! И не дожидайтесь, пока ему станет плохо, кто бы ни был виновником! Подробности – в материале из ЗР, 2013, №11. Забегая вперед, скажу, что эти рекомендации уже содержатся в сервисных книжках многих автопроизводителей.
Все это говорит о том, что зарулевские экспертизы читают даже такие крутые ребята как шелловцы. Как ни крути, а именно ЗР обозначил проблему с дрянными маслами, отправляющими новенькие моторы в утиль. И продолжаем эту тему! Но и «шелловцы» – молодцы! Говорю это искренно, потому что не каждая солидная фирма решится после подобной встречи ПЕРЕПИСАТЬ начальный пресс-релиз! А они это сделали! Напоминаю: вот так было: «… Возможной причиной ухудшения низкотемпературных свойств моторных масел стало значительное их разбавление тяжёлыми углеводородами вследствие использования топлива нестабильного качества.» А вот так стало: «…Причиной ухудшения низкотемпературных свойств моторных масел стало значительное их разбавление тяжёлыми углеводородами, источник попадания которых в систему смазки является дополнительной темой исследований.»
Фирма отреагировала на наши выступления и скорректировала формулировку, фактически сняв огульные обвинения с российского топлива!!! Да, в нем миллион недостатков, но это не повод валить на него все без разбора. И подобное поведение делает честь иностранной компании, не пытающейся замолчать трудности, с которыми сталкивается на российском рынке. Замечу, кстати, что среди оказавшихся в зоне риска назывались и масла самой Shell. Интересно, заметили ли изменение формулировки те приглашенные, кто удрал в первом же перерыве с начальным пресс-релизом? Сомневаюсь… И немножко «алаверды». О смертельных болезнях масел мы писали неоднократно: http://www.zr.ru/content/articles/407457-smertelnaja_bolezn_motornogo_masla/. Указывали и на конкретных виновников: http://www.zr.ru/content/articles/522788-smert_masla_i_motorov_ubijca_najden/. Кроме того, мы постоянно советуем не стесняться лишний раз проверить состояние масла – вынуть щуп несложно! Удачи всем!