ГАЗ-3102: куда уехал бак?
Перед новогодними праздниками обычно хочется немножко расслабиться, посмотреть в сотый раз «Иронию судьбы…», «Карнавальную ночь» и все такое. Однако небеса решили помешать такого рода безделью и неожиданно снабдили меня интересной информацией по некогда любимой «Волге». Той самой информацией, которую я не мог долгое время ни откуда выудить. В общем, зомбоящик пусть подождет, а я лучше изложу свою версию приключений бензобака и багажника на ГАЗ-3102. Тем, кто ненавидит «волги» и называет все это брюзжанием, лучше найти что-то более интеллектуальное: от «Комеди клаб» и выше… Про «волги» и о «волгах» я писал неоднократно: они навсегда останутся моими любимыми машинами, какими бы кривыми руками их ни собирали. Но один момент я все время обходил стороной: кто и зачем испортил багажник и бензобак на модели 3102?
Что значит: «Испортил»? А то, что на первых 3102 все было сделано совсем не так, как стало потом! Специально отыскал древнее фото из одной «газовской» книжки – там видно, что лючок бензобака размещен в верхней части левого заднего крыла! Такие машины встречаются и сегодня, сразу выдавая этой деталью свой возраст.
А вот моя стерва-брюнетка образца 2001 года. Лючок стыдливо уехал вниз, как у 24-ки. А… зачем?
Какое мне дело до этой модернизации? А вот какое: в результате изначальный 70-литровый бак поменяли на 55-литровый, а для прожорливой «Волги» это почти что подписка о невыезде... Мало того, плоский бак вообще неудобен: так и норовит выплеснуть содержимое наружу, если машина, к примеру, заехала колесом на тротуар. «Жигулям» это было безразлично, а вот свежезаправленная «волга» пару раз выливала содержимое бака на асфальт. Но самое обидное в том, что переселение бензобака фактически убило багажник, в котором расположилось огромное запасное колесо! Я долго сражался с имиджем багажника, но колесо неизменно издевалось надо мной, занимая львиную долю того, что хотелось сделать уютным.
А ведь на первых 3102 колесо было под полом! И багажничек представлял собой почти что образцовый параллелепипед. Так зачем же портить то, что было хорошо? Начальник, попытавшийся как-то блеснуть эрудицией, солидно заявил, что эта «волга» мол, не выдержала испытаний на удар сзади, а потому и подверглась хирургической операции. Но что-то в этой версии было неправдоподобное, надуманное… К тому же не секрет, что ноль-вторую создавали, поглядывая на образец-эталон по имени S-класс эпохи семидесятых. А уж там-то наверняка все было «правильно»… – Если чего-то не знаешь, – говорил мультяшный попугай, – надо у кого-нибудь спросить. Осталось только понять, у кого именно? Но тут мне повезло: судьба свела с настоящим «газовцем» – Александром Чистяковым. Сегодня Александр Юрьевич – Главный специалист дирекции по развитию «УК-Группа ГАЗ», а в 1974-2001 г. г. – конструктор КЭО-УКЭР ГАЗ. Узнал я следующее. Модель 3102 изначально должна была сменить на конвейере «24-ку», сделав при этом по указанию свыше шаг в направлении того самого мерседеса S-класса W116 начала семидесятых. Был когда-то такой красавец – на него и сегодня приятно посмотреть, в отличие от безликих обмылков той же фирмы последних лет… ладно, не буду. Но что реально могли сделать газовцы? Правда, двигатель на первых порах стоял необычный, форкамерный (позже его отправили в отставку), а тормоза стали дисковыми, но в остальном ограничились, по большей части, внешними эффектами. Кузов получил клиновидное оперение, «мягкое» торпедо, очень симпатичные сиденья и – ближе к делу! – тот самый бензобак за спинкой заднего сиденья. Пассивная безопасность – как W116… Причем на самых-самых ранних моделях бак был еще под брюхом, но, глядя на заведомо «правильный мерс», это быстренько поправили. Машина получилась… слишком привлекательной! И настолько понравилась чиновникам, что сама мысль о том, что такие же бибики будут хотя бы изредка продаваться простым профессорам и народным артистам, показалась им кощунственной. Купить «волгу» и без того было почти невозможно, но «ноль-вторую» решили поставить особняком, резко ограничив ее тираж. А простым смертным, добившимся-таки разрешения приобрести дорогую игрушку в личное пользование, стали предлагать нечто среднее – 24-10, а чуть позже – 31029. Торпедо – жесткое, тормоза – барабанные, морда – пластиковая, ну и ладно… Зато очередная российская табель о рангах получила новую материализацию. Тут-то и вмешалась унификация. Министрам расположение запаски и объем бака были глубоко безразличны, а массовой оснастки на бензобак от 3102 не было… Поэтому смотреть на «мерседес» вскоре перестали, а на 3102 поставили древний бак от 24-ки, унифицировав заднюю часть кузова с «плебейским» вариантом типа 31029, поступавшим в продажу...
По сравнению с 24-й багажник как бы приподнялся сзади, став чуть больше. Кстати, у 24-к с багажником было вообще весело: под полкой задка устанавливали вентиляцию заднего стекла, что успешно кушало пространство для поклажи. На 24-10 стекло сделали обогреваемым и багажник стал – как сказать? – длиннее, что ли… Но 55-литровый бак оставался крошечным… Мечта заменить бензобак на отцовской 24-10 у меня была давно. Шанс появился неожиданно: прочитал в ЗР (еще не работал здесь), что освоен выпуск новых бензобаков для Волги – на 70 литров! Взаимозаменяемых со штатным по крепежу!
Позднее А. Ю. Чистяков, который в то время, помимо прочего, занимался «волгами» с разного рода примочками типа V-8 и роторных движков, пояснил, что 70-литровый подпольный бак делали как раз для таких машинок… А тогда я помчался в Южный порт – ура, нашел!!! Радостно поехал на дачу, открутил старый бак, присобачил новый (с трудом: крюки перестали доставать до хомутов), но справился! Это было интересно -- впрочем, пацаны 21-го века вряд ли поймут... Потом стал думать: до меня дошло, что бензоприемник нужно удлинять – распилил и чем-то удлинил! Затем возился с указателем уровня и датчиком остатка топлива, которого на 24-10 не было отродясь. Сначала поставил самодельный электронный «концевик», остлеживающий напряжение на реостате уровнемера, затем купил заводской, уже под этот бак. А когда «победил», то на заправках позволял себе немножко поиздеваться над заправщиками, небрежно прося у тех залить "литров 60-65..." Они мне крутили около виска – не влезет, мол! – а я обиженно говорил: "Это же Волга, мужики, вы чего?" И те недоуменно смотрели, как все заливаемые литры исчезают где-то внутри... Позднее, на 3102, мне сразу достался 70-литровый бак под брюхом – оказалось, что внешне они различались с 55-литровым числом продольных штамповок на «брюхе». Но старый бак успешно дожил до модели 31105 и канул в Лету вместе с ее кончиной… [
Вот, собственно, и все... В "нагрузку" -- несколько забавных фото по "волгам" из архива: праздник, все-таки...
Вот так "волги" частенько нагружают...
А вот так "волги" порой переделывают...
А вот переделывают Вазы в Газы...
А вот это в серию не пошло. Впрочем, кроме тюнинговых обвесов, да позаимствованной оптики ничего
нового там не появилось...
С наступающими праздниками, коллеги!