Стартерная батарея в кармане
– Мы будем просто-таки нещадно бороться с лицами, живущих на, допустим, нетрудовые доходы! Из к/ф «Берегись автомобиля»
С жульем, допустим, надо бороться, как говорил тесть Димы Семицветова. А народ у нас безумно доверчивый и не шибко грамотный.
Взять, хотя бы, «Старт Жени» (Start genie). Мою одноименную статью позаимствовали сотни сайтов и прочих СМИ – казалось бы, все всё давно поняли… Ан нет: читатели до сих пор звонят и спрашивают, где купить, мол? Уж больно хочется пустить мотор через гнездо прикуривателя, да к тому же от пальчиковых батареек. Да и с экранов реклама не сходит…
И вот – новинки рынка. Технический отчет об их испытаниях был опубликован в ЗР, 2014, №4.
Любопытно, что многие читатели восприняли это как первоапрельскую шутку. Однако же нет -- проклятые коробочки действительно работали!
Вот номер раз.
А вот -- номер два:
Честно говоря, пару таких вот «пускачей» я раздобыл с единственной целью – размазать конструкцию по стенке. Потому что ненавижу всяческое «разводило и обувалово». А когда тебе обещают выдавать из плоской коробочки токи аж до 200 А (а в пике – все 400!), то невольно хочется поверить алгеброй гармонию. Разного рода коробочки для подзарядки сотовых телефонов или ноутбуков известны давно, но вот чтобы обещать заодно крутануть стартер – да не один раз, а хоть двадцать – это уже интересно! В том, что пижоны провалятся, особых сомнений не было: одни только тоненькие провода с зажимами-крокодилами обрекали затею на неудачу… На ненашенском языке подобные устройства называют по-разному – booster, jump starter. Требуется подцепить крокодилов к клеммам усопшей батареи, после чего спокойно пустить мотор, спрятать коробку в бардачок и забыть обо всех неприятностях. Подзаряжать устройства можно как от 220 В, так и от прикуривателя. Пускачи CARKU и PARKCITY отличаются друг от друга элементами оформления и комплектацией, но, по сути, обещают одно и то же. Подзарядку айфонов разных мастей, работу в должности фонарика и прочие полезности мы приняли как должное и не проверяли всерьез, а вот «стартерные» обещания решили подвергнуть сомнению. Кстати, цена обоих устройств – около 4000 руб.
ПРОВЕРКА ПО-ПРОСТОМУ Испытания не заладились с самого начала. Как обычно, требовались точные замеры амперов, секунд и градусов, однако попасть в серьезную лабораторию с профессиональным оборудованием удалось только через месяц. Однако именно эта задержка и позволила получить первые впечатления от пускачей. Сразу двум сотрудникам редакции неожиданно приспичило именно в 30-градусные морозы срочно оживить их насквозь промерзшие машины, неделями простоявшие до того без движения. Предложение проверить миниатюрных пускачей в деле оба восприняли как издевку, однако и отказываться не стали.
В понедельник оба пришли на работу с одним и тем же вопросом – мол, сколько это стоит, нет ли лишнего и чего у него внутри? Более того, тут же выяснилось, что обоим пришлось пускать не только свою машину, но еще и чужую – итого четыре авто! От «Шевроле Спарк» до «Тойоты RAV4». При этом подзаряжать бедных пускачей никто не пытался. Для полноты впечатлений мы взяли еще две машины, в том числе мощный дизель. Штатные батареи специально разрядили «в ноль» – это когда даже лампочки не светятся. А потом подцепили пускачей. Итог тот же – моторы пустились с полпинка. А как же маленький диаметр проводов? Любой школьник знает, что тоненькие соединители при стартерных токах абсолютно неработоспособны! Ответ нашелся быстро: они здесь совсем короткие! А коли так, то и сопротивление у них маленькое. Хотя греются они, надо сказать, очень сильно: обжечь палец ничего не стоит. И крокодилы отвратительные. Но… но ведь работает! А что скажет наука? ПРОВЕРКА ПО НАУКЕ Уважаемый мною преподаватель электротехники из столичного вуза долго разглядывал потроха «пускачей» и никак не мог расстаться со своим изначальным скепсисом. Однако же пришлось – особенно впечатлило испытание на нагрузочной вилке, из которой вскоре повалил дым! Кстати, бедняга воняет до сих пор... Тип батарей ученый коллега отнес к литий-ионным, соединенным последовательно. В общем, ему все понравилось, но хотелось увидеть точные цифры. Как и мне, конечно же.
Добравшись, наконец, до лаборатории в Бронницах, мы провели нормальные испытания по аналогии с экспертизами батарей – с вольтами, секундами и амперами. Сначала хотели поработать при трех разных температурах, но в итоге ограничились двумя: +25С и – 15С. До – 30 не добрались, потому что уже при – 15 все стало ясно. Картина следующая. В отличие от живого мотора, который может пуститься и за доли секунды, стандарты мыслят иными категориями: за 10 секунд разряда напряжение на клеммах не должно опуститься ниже 6 В. В итоге маленьким пускачам пришлось куда тяжелее, чем на живых машинах. Однако при положительной температуре они повели себя вполне достойно. CARKU дотянуло аж до десяти секунд – очень хорошо. Ведь пускач – это не основная батарея, а просто помощник: с него и спрос совершенно иной. Почему попыток пуска было всего две? Потому, что изделия при работе в подобных режимах очень сильно нагреваются: мы их просто пожалели. У того же CARKU даже выгорел зуб на крокодиле! К тому же, не забывайте: производители, обещавшие десятки пусков, вовсе не рассчитывали на десятисекундные мучения при каждом из них! Кстати, максимальный ток, который мы зафиксировали – 214 А! Это очень много. Результаты замеров, как у же отмечал, будут в ЗР, 2014,№4. ЛОЖКА ДЕГТЯ Деготь обнаружился в морозильнике… Холода устройства не любят: при минус 15 пускачи дружно забастовали. Одна-две секунды мучений – и все… Впрочем, при последующих попытках они начали оживать, причем PARKCITY GP12 делал это охотнее. Отсюда мораль: от пускача, валявшегося в промерзшей насквозь машине, толку не будет! Хотите воспользоваться – согрейте его хоть на груди, а потом уже предъявляйте требования… Все как в жизни! БРАТЬ ИЛИ НЕ БРАТЬ? Мне игрушки однозначно понравились. Денег, конечно, жаль – мне они достались почти 4000 рэ за штуку. Но при этом я считаю, что подарок для автомобилиста – прекрасный. В том числе и для дамы: пользоваться очень просто, только бы полярность не перепутать. Впрочем, на сей случай там предусмотрена защита, но ее мы не проверяли. В редакции устройства понравились всем, кроме большого начальника, который сказал, что за такие деньги, мол, можно купить новый аккумулятор. Да, можно. Но зачем покупать новую стартерную батарею, если прежняя просто разрядилась? Помогите ей очухаться и спокойно ездите дальше. К тому же, у наших пускачей есть и другие функции – от питания различной электроники до… разбивания стекол: не случайно PARKCITY GP12 имеет мощный боек на заостренной части. Второй аккумулятор вы с собой возить не станете, а вот маленькую коробочку в перчаточно-вещевом ящике – запросто. Единственное, что от вас требуется – держать ее в заряженном состоянии. Кстати, время зарядки полностью разряженного устройства в моем случае составило примерно пять с половиной часов. Отмечу, также, что от 220 В зарядка более полная: если от 12 В устройство уже сообщает о полном зарядке, то подключение к 220 В вновь заставляет светодиодики моргать, принимая дополнительные кулоны электричества. Впрочем, этот эффект известен на примере мобильных телефонов. В общем, разводилова на сей раз не обнаружено. И слава богу…