Новый год и... водород
Несколько лет тому назад привез я из командировки в Германию игрушку: модель водородомобиля с топливным элементом. Михаил Владимирович помнит эту диковину: надо было сначала с помощью батареек или прилагавшегося солнечного элемента разложить дистиллированную воду на составные части, а потом водород и кислород соединялись в странном параллелепипеде обратно в воду, выдавая ток для электромоторчика. В общем, эта штука ездила по полу редакции, вызывая немалый интерес сотрудников, как к некоторому артефакту.
Нет, конечно, все мы знали об экспериментальных взрослых водородомобилях, я и сам о них немало писал, но как-то всё это было понарошку: купить такой в автосалоне, как я купил модельку-демонстратор, было решительно невозможно.
Да, бегают где-то водородные «хонды» и «тойоты», «мерседесы» и «бумеры». Во всяком случае, первыми в широкой продаже можно было ожидать именно японки. В конце концов, первый гибрид был ведь «Тойотой»! И вдруг читаю: в немецких автосалонах появился в свободной продаже водородный паркетник… Нет, не «Хонда» – «Хёндай»! За какие-то (впрочем, евро нынче дорог, но только для нас) 65000 евро можно хоть сегодня приобрести ix35 Fuel Cell. После нового года появится и «Тойота Мираи» – но Гагариным ей уже не стать, да и цена установлена в 80 000 евро.
Так что вся слава первопроходцев достается корейцам. И вот что они предлагают. В баллоны из композитных материалов можно за 3 минуты закачать столько водорода (5,64 кг) под давлением 700 бар, что его хватит аж на 594 км пробега. Михаил Владимирович, впрочем, спокойно дотянул бы до любимого Питера, а может, и обратно, кто знает. Электромотор мощностью 136 л.с. может и слабоват для сверхбыстрой езды (максималка 160 км/ч), но вот быстрый старт (12,5 с до сотни) благодаря отменному крутящему моменту с места (300 Н∙м) точно обеспечит. Говорят, ее топливный элемент «заводится» даже при лютом морозе в – 20º. Ну, это ж немцы, они вообще не понимают, что такое – 30º, думают, что около абсолютного нуля, наверное.
Да, а где найти заветный пистолет с нужным газом? На трассе М10 и даже новомодной М11 вряд ли найдете, а вот в окрестностях Гамбурга, Берлина и Штуттгарта уже есть «целых» 20 таких АЗС…
Для особо любознательных: самым первым водородомобилем с топливными элементами был... трактор Allis Chalmers, показанный удивленной, но не воодушевленной публике в 1959 году. Мне тогда было 10 лет, я уже знал про наш спутник, но слыхом не слыхивал о водородном тракторе. Да и ездил ли он по полям?
В 1965-м появился подобный "Ленд-Ровер". И прошло еще целых 50 лет до первого товарного водородомобиля. Прогресс в области компьютеров и мобильных телефонов шел явно быстрее.
Что же мешало семимильным шагам такой, казалось бы, изящной идеи? Как всегда - "овраги". Для работы топливного элемента соответствующей мощности до сих пор необходим катализатор, состоящий из 30 - 40 г чистой платины (1000 - 1300 евро на сегодня). Обещают, правда, в обозримом или не очень будущем обходиться 6 - 10 г, но пока это лишь слова. Затем необходимо построить плотную сеть водородных АГНКС, тогда как даже банальных метановых в той же Германии до сих пор лишь около 1000. Затраты на такую сеть немцы оценивают в 3 млрд. евро. А что с КПД? Если говорить о топливном элементе, электромоторе, то тут все более, чем прилично. А вот сквозной - едва достигает 40%. То есть, только 40% затраченной на производство водорода энергии идет на пользу бесшумной и экологически чистой езде.
В заключение позволю себе отвлечься от перспективных воды и водорода, и поздравить всех посетителей с уже наступившим Новым Годом! Желаю всем заглянувшим "на огонёк" всего самого лучшего несмотря ни на что и вопреки всему! Подорожает бензин - купим водородомобиль и простенький домашний электролизер с компрессором...