Энергия из немецкого воздуха
До сих пор мне кажется, что все это какая-то мистификация. Тем более, что ссылку нашел совершенно случайно -- искал в Сети что-то другое. Если бы подобное техническое решение применили в СССР, то над ним бы не потешался только ленивый. Мол, чего только не придумают русские, чтобы не использовать стандартные решения. Однако ссылка кивала на «Фольксваген». Конкретно – на знаменитого «Жука». Дескать, там энергию стеклоомывателя заимствовали у… запасного колеса! Мэтры по части автоистории презрительно замотали головой: бред, мол… Однако зарубежный коллега, Алексей Воробьев-Обухов, быстренько прислал ссылку на немецкую Википедию (https://de.wikipedia.org/wiki/Scheibenwaschanlage): не будут же немцы врать про собственный автомобиль. А они написали, что «жук» действительно использовал сжатый воздух запаски!
А потом, с присущей ему энергией, Алексей нарыл и фотодоказательства.
Вот первое:
Вот еще одно:
А вот самое красивое:
Понятно, что управляться все это хозяйство должно было без помощи электричества: иначе какой вообще был смысл городить огород? Так и сделали: герметичный бачок с омывайкой постоянно находился под давлением, а кнопка-клапан на приборной панели открывала или закрывала проход воды – вот, собственно, и все. А любители разглядывать рисунки могут еще заглянуть вот сюда:
Смотрим верхний левый чертеж. Вверху герметичная пробка со штуцером, от нее трубка к колесу. Итак, в бачке над водой воздух под давлением, скажем, 1,8 атмосферы. Это очень много для омывания стекол! В донышке бачка находится штуцер для воды. Шланг идет через кнопку-клапан к форсункам. В нем постоянно вода под тем же давлением. Открыл клапан – вода пошла на стекло. Само собой, что если давления нет (колесо спущено), то вода не сможет подняться выше уровня бачка. Но похоже, что объема одного колеса хватит не на один бачок!
В "жигулях" примерно в те же времена использовали вот такое решение:
А на 21-й "Волге" приходилось трудиться ногами: там был диафрагменный ножной насос.
Но у нас накачивалась непосредственно вода, а не воздух. Поэтому крышку в бачке можно было не делать герметичной. С этой точки зрения решение на «жуках» также выглядит странно: бачку нужны и герметичность и солидная прочность. Что до волговского насоса, в котором было множество деталей, то с годами его как-то незаметно заменили резиновой грушей. Снизу под грушей стоял обратный клапан, который не пропускал воду назад в бачок, а второй клапан не пропускал воду из трубок от форсунок в грушу. Таким образом, трубки всегда были наполнены водой вплоть до форсунок, и струйка появлялась сразу при начале нажатия.
Основной кайф подобных решений – в полном отсутствии всяческой электрики-электроники! Конечно, объем воды маловат: на «Волге» и «копейке» с одного нажатия можно было только брызнуть… Да и серьезного давления так, в общем-то, не создать. А вот на «жуке», при всем кажущемся идиотизме немецкого решения, достаточно было держать нажатой кнопку – и выливай хоть весь бачок!
Вольты и Амперы, в итоге, конечно же, победили. Хотя на простых машинках неэлектрические решения выглядели, в общем-то, органично. Даже на ГАЗ-24, которая хоть и считалась чем-то заоблачным – как по цене, так и по престижности пополам с недоступностью, это смотрелось вполне нормально и говорило о неприхотливости, ремонтопригодности и, скажем так, понятности. Ну зачем моторчик омывателя автомобилю, на котором не было даже плавких предохранителей?
Напоследок заметим, что прокол колеса на «жуке» оборачивался для владельца двойной проблемой. И запаску надо ставить, и стекло уже не помыть…