ДЕЛО - ТРУБА

Наверное, каждый, кто не является олигархом, время от времени задумывается о том, чем бы он занялся, будь у него куча денег. То есть не много, а очень много.

Я тоже задумывался. Да и сейчас бывает... Впрочем, у меня мечта на сотню миллионов точно есть, но сейчас не о ней. Просто от коллеги из Монтенегрии -- Алексея Воробьева-Обухова -- пришло известие о том, куда решил потратить очередной грузовик с деньгами человек, не перестающий удивлять мир.

Понятно, что это Илон Маск. Тот самый, который создал электромобиль "Тесла", отгрохал сеть электрозаправок, запустил в космос космический челнок.... и так далее. Этот мужик точно никогда не сопьется -- у него есть, чем себя занять.

На сей раз он собрался вылететь в трубу. В прямом смысле. Насчет переносного -- не знаю: он очень богатый. Да и"Тесла", говорят, стала приносить прибыль -- кто бы мог подумать. Мне это особенно приятно, поскольку только я в редакции всегда голосовал за электромобили как будущее нынешних машинок. Но вот прокатиться в его новом детище мне что-то не хочется.

Любители киношной "бондианы" помнят серию с Тимоти Далтоном, где какую-то сволочь переправляют из "империи зла" (от нас с вами, то есть) через кучу границ в мир демократии. Кажется, это был тогда Западный Берлин. Сволочь запихнули в капсулу, пожелали удачи и отправили за тысячи километров по трубопроводу - -кажется, по газовому. Через считанные секунды клиент прибыл в пункт назначения. Что-то подобное и строит сейчас Илон Маск.

Его труба без нефти, газа и даже почти без воздуха. Давление в ней около 100 Па, т. е. в 1000 раз меньше атмосферного. Это облегчает разгон капсулы на 28 человек до скорости в 1200 км/ч с помощью линейного двигателя. Из трубы ей деваться решительно некуда, а потому и машинист на фиг не нужен!

Маск денег на ветер не бросает -- потому он и богатый. Собирать 6 млрд. долларов на линию в 550 км от Лас-Вегаса до Сан-Франциско без убедительной демонстрации своей идеи ему неохота. Поэтому компания Hyperloop Transportation Technologies уже выпускает акции на 100 млн., чтобы соорудить экспериментальную петлю длиной 8 км как раз посередке между этими городами.

Заметим, что, как и подлинные гении, Илон Маск объявил свой проект общественным достоянием: «Это открытый проект, и любой сможет построить его. Ни лично я, ни SpaceX не станут патентовать Hyperloop. Все спецификации будут доступны свободно. Если спустя несколько лет никто не преуспеет в создании гиперпетли, возможно, я вернусь к проекту. Hyperloop «уникален в своей концепции открытого дизайна, как Linux». Честно говоря, не припомню таких альтруистов кроме Флеминга, подарившего миру пенициллин.

Нельзя сказать, что «вагонетка» похожа на вагон: это именно капсула. Ее сечение всего 1,35 метра в ширину и 1,1 в высоту. Так что к креслам придется пробираться, как в свадебном лимузине. Из соображений герметичности навряд ли там будет куча дверей по бокам.

В крейсерском режиме капсула, конечно, не будет касаться супертрубы, но что именно будет обеспечивать зазор в 20 мм? Одни источники ссылаются на магнитное поле, другие – на закачивание в зазор воздуха и аэродинамику. В этом пока сплошные неясности. Но строительство участка уже начинается, и в будущем году капсулы полетят по кольцу этого «синхрофазотрона».

Пару слов о месте действия: здесь предполагается построить город будущего Quay Valley на 150 000 жителей. И, конечно, его полностью обеспечат энергией электростанции на солнечных батареях. Об этом мы с Алексеем как-то уже рассказывали! Маленькая гиперпетля в Quay Valley — реальный проект, который разработчики намерены запустить в коммерческую эксплуатацию. Каждый сможет приехать, купить билет и вылететь в трубу. Как звучит!

В штате Hyperloop Transportation Technologies 200 инженеров из НАСА, Boeing, Airbus и ряда других компаний. Пока они трудятся бесплатно, в свободное от работы время, специальным соглашением разделив между собой будущую прибыль корпорации в случае успеха.

Справедливости ради скажем, что сама по себе идея не нова, вылететь в трубу мечтали еще в позапрошлом веке. Но время реализации пришло только сейчас. Илон молодец. На свете нет ничего, интереснее созидания!

Подпишитесь на «За рулем» в