(П)ИКАР СНОВА ЛЕТИТ К СОЛНЦУ!

Возможно, это уже случилось и Solar Impulse 2 взмыл над Абу-Даби

Вам знакома эта фамилия – Пикар? Кто постарше, помнят, возможно, отважный спуск в батисфере на 11-километровую глубину Жака Пикара. А вот первый в мире подъем человека в воздушном шаре на высоту 16 км, совершенный Огюстом Пикаром – это уже можно узнать только из книг. Они вовсе не однофамильцы: Жак – папа, а Огюст – дедушка Бертрана Пикара, человека, который в 1999 году впервые совершил беспосадочную кругосветку в воздушном шаре-монгольфьере. Жюль Верн, он ведь только мечтал, а Пикар – сделал! И, кстати, сильно рисковал: когда он садился в Египте, в последнем баллоне оставались буквально капли пропана! «И тогда я поклялся, что следующая кругосветка не будет зависеть от топлива», – рассказывает герой нашего рассказа. Символично: дед прыгал в высоту, отец – в глубину, ему осталась непокоренной лишь длина прыжка!

Когда вы будете читать эти строки, кругосветный прыжок уже начался, старт состоялся в Абу-Даби 9 марта. В этот день к солнцу взмыл удивительный самолет Si2 (Solar Impulse 2). Проницательные читатели уже догадались: речь идет о самолете на солнечных батареях. Идея весьма плодотворная: там, наверху, солнца достаточно в течение всего дня, да и сам день длиннее. А ночью аппарат будет расходовать накопленную в аккумуляторах энергию.

Ночью запасенной за день солнечной энергии хватит и на полет, и на светодиодные фары!
Икары XXI века: Бертран Пикар (справа) и Андрэ Бошберг

Дистанцию в 35 000 км Пикар с напарником Андрэ Бошбергом намерен преодолеть за 25 летных дней. Но это не будет беспосадочный маршрут, он будет только бестопливным. Причина вовсе не в технике: Solar Impulse 2 может болтаться в небе сколь угодно долго, пока что-нибудь не сломается. В общем – до конца света. Но сломаться боятся пилоты. Хотя в кабине площадью 3,8 кв. м есть кресло из бизнес-класса для отдыха и даже биотуалет, лететь почти месяц без отдыха они не хотят. Так что полет продлится аж до августа и будет разбит на 12 этапов со взлетами и посадками. Пожелаем, чтобы их число совпало, и обратимся к технике.

Представляете себе «Джамбо» – «Боинг-747»? Так вот, размах крыльев у Solar Impulse 2 побольше будет – 72 метра! А сколько он весит, как думаете? Вот тут, напротив, очень скромная цифра под стать «Вольво» Михаила Владимировича: всего 2,3 т. Другое дело, что S80 его запросто обгонит: максималка Solar Impulse 2 лишь 140 км/ч, правда, на высоту 8500 м «Вольво» не заберется, ее удел – московские пробки!

Для разгона на взлете Solar Impulse 2 потребовались целых четыре пропеллера, каждый из которых сидит на валу собственного электромотора в 15 кВт. А запитывает все это хозяйство плюс аккумуляторы для ночного полета 17 000 ячеек фотоэлементов, рассредоточенных, где только можно на верхней стороне аэроплана.

Солнечные батареи занимают всю спину Solar Impulse 2: только так при нынешнем КПД можно получить достаточно электроэнергии

Само собой, предстоящий перелет не будет для Solar Impulse 2 первым. Он уже изрядно покружил над США. Так что говорить об авантюре, пожалуй, не приходится.

В небе над США Solar Impulse 2 видели уже не раз!

Написал я этот текст и задумался над чисто русской пословицей: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Судя по всему, она родилась очень давно. Вспомните: Сикорский и Зворыкин реализовали себя лишь в США, а вот Циолковский не уехал и оставил после себя лишь тетради с красивой теорией. Построить ракету, как Илону Маску, ему было точно не под силу. Можно еще сравнить судьбы Эдисона и Ладыгина, Попова и Маркони…

Потом, при большевиках, интересной идеей можно было заинтересовать власть предержащих, которые очень хотели показать всему миру преимущества социализма. Так что к услугам энтузиастов оказывались ресурсы всего государства! Туполев, Чкалов, Королев в полной мере сумели этими ресурсами воспользоваться. Иным повезло меньше: мало кто помнит такого гения, как Бартини – поищите в Википедии, если интересно.

Но полное безобразие началось с возвратом к капитализму в его диком виде. Сегодня изобретатели могут рассчитывать разве что на пиар в рубрике «Нашемарочки». Впрочем, уже не могут, увы…

Подпишитесь на «За рулем» в