Пример для Прохорова и Абрамовича
Помните карикатуры на капиталистов минувшей эпохи? Нечто пузатое, злобное и зажравшееся. У них тысячи костюмов, сотни яхт и десятки дворцов. И ноль желания сделать что-то необычное, инновационное...
Сегодня в России вроде как капитализм. Или пародия на него. Во всяком случае, миллиардеров у нас полным полно, причем все они вполне подпадают под те карикатуры. А когда заходит речь о производстве чего-то осязаемого и полезного, получается в лучшем случае ё-мобиль.
Может быть, всюду так? Нет, не всюду.
Южноафриканца по имени Илон Маск часто называют Леонардо да Винчи XXI века. Картин маслом он, правда, не писал, но изобретений и идей на этот век точно хватит. Электромобили Тесла, автономная гигафабрика батарей для них, космические ракеты Спейс-Икс, скоростной транспорт в трубе Гиперлуп… А автор – молодой еще, в общем-то: ему 44 года. Вспомнить про него помог Алексей Воробьев-Обухов.
Самое удивительное, что все это не остается на бумаге, а ездит, летает, как говорят, в металле. Да, Америка, бесспорно, страна возможностей, но они стоят денег. Очень больших денег. И тут самое время рассказать о первом изобретении, о котором все (ну, или почти все) знают, но мало кто связывает его с именем Илона Маска. Речь идет о придуманной им платежной системе Paypal. Вот для тех, кто «почти» объясняем: роль этой системы в глобальной интернет-торговле такая же, как у систем Виза и Мастеркард в остальной жизни.
Может быть, другой человек так и остался бы с этим своим творением, но Маску просто скучно было заниматься всю жизнь переводом чужих денег, и он удачно продал права на систему крупнейшему интернет-аукциону eBay. Ну, о нем-то, надеюсь, все слышали? Итак, на счету оказалась огромная куча денег (250 млн.), которую вполне можно было бы потратить хоть на самую длинную в мире яхту, хоть на лучшую в мире футбольную команду.
Поначалу Илон так и поступил – побаловал себя суперспорткаром МакЛарен Ф1 за миллион долларов. Прокатился с ветерком, а дальше-то что? А дальше и захотелось построить продаваемый электромобиль ($70 000 000), крупнейшую солнечную электростанцию ($30 000 000), космический корабль ($100 000 000). Это все, однако, был лишь первоначальный стартовый капитал, дальше были раскручены акционеры (вот этого Леонардо не умел), некоторые проекты начали приносить прибыль. Короче, если есть желание сунуть нос в его банковские счета, то, как утверждают, там обнаружатся на сегодня около 13,3 миллиардов. Куда ему до творца ё-мобиля Михаила Прохорова – у того почти вдвое больше! Только вот почему-то электромобили Тесла – самые продаваемые на рынке, а ё-мобиль успел лишь разок покатать то ли президента, то ли премьера, то ли обоих сразу – не суть. Сравните с распроданным тиражом в 33 000 штук только модели Тесла S ценой от 80 до 111 200 евро за каждую.
На рубеже 2017 – 2018 годов Маск обещает удивить мир уже моделью (для) среднего класса за 30 000 евро. А пока он построил в Германии -- очевидно, для затравки -- 200 точек быстрой зарядки, на которых владельцы его автомобилей могут пополнить запас электричества… совершенно бесплатно! Это тоже своего рода изобретение. Вот представьте себе фирменную АЗС с халявным бензином только для, ну, скажем, автомобилей Рено. Остальным – по прейскуранту.
Сейчас, правда, этот бизнес приносит Маску одни убытки – за последние 5 лет он потерял на электромобилях 1,2 миллиарда долларов, а акционеры еще ни разу не увидели дивидендов. Но Маск терпелив: в конце концов, первые три его ракеты тоже взорвались, зато теперь полно заказов от НАСА и 15 удачных полетов к МКС в активе. А акционеров пусть утешают такие слова: «Мы будем инвестировать прибыль в наши предприятия, выплачивать деньги пока не запланировано».
Впрочем, аналитики предсказывают продажи электромобилей Тесла в количестве полумиллиона штук до 2020 года и тогда, мол, появится реальная и нехилая прибыль в 6 млрд. Скептики уверяют, что всё это напоминает им азартную рулетку. Что ж, азарт у Маска точно есть.
Сейчас, например, он в буквальном смысле землю роет: начато строительство города будущего с питанием от солнечных батарей Solar City между Лас-Вегасом и Сан-Франциско. Тут Маск намерен расселить аж 75 000 "экоколонистов" и соорудить пробную супертрубу длиной 8 км. Она будет и испытательным полигоном, и рекламой, и приманкой для туристов (и покажут, и покатают - любой каприз за ваши деньги).
А вот чего нет, так это… человечности. Сотрудники буквально стонут от такого шефа, кредо которого вечная борьба с поражениями: «Кто регулярно не терпит крах, тот не будет стремиться стать по-настоящему инновативным». Его возмущает, что все меньше сотрудников готовы добровольно выйти на работу в уикэнд („We've grown fucking soft“). А на возражения, что не хватает времени для семьи Маск зловеще обещает очень много таких часов после банкротства.
Ладно, пора заканчивать, но какая все-таки конечная цель у Маска? Ни много, ни мало – организовать колонию на… Марсе! «Я уже сказал, что хочу умереть на этой планете, но только не в момент приземления на нее». Сбудется ли? Без понятия. Но знаете, что про него говорят. Гм. Как бы это поделикатнее… Вот Молотова за усидчивость прозвали «каменной задницей». А Маска… „Elon has huge steel balls“. В общем, стальные эти, «Фаберже», в общем… Жена выдержала такое в течение восьми лет, но пятерых сыновей Илону родила. Будет кого с собой на Марс взять.