Вруны в Законе
Каков расход топлива у вашего автомобиля?
Правильный ответ, в общем-то известен: достаточно сопоставить потраченные на АЗС деньги и соответствующий километраж пробега. Это может сделать абсолютно любой "ботаник", не знакомый ни с какими "правильными" методиками. Но гораздо сложнее оценить, каким этот расход ДОЛЖЕН БЫТЬ согласно данным производителя!
Производитель врал на эту тему всегда -- врет и сегодня. Самым честным для меня был, как ни странно, ГАЗ! Бывалые волгари прекрасно знали, что реальный расход тех же двадцатьчетверок легко доходит до 15 литров на сотню, хотя инструкция скромно намекала лишь на 9 с хвостиком, называя это "контрольным расходом". Но при этом она тут же сообщала, что, дескать, эксплуатационная норма расхода заводом не устанавливается... А раз не устанавливается, то и сравнивать нечего.
Современные автопроизводители ведут себя иначе. Они приводят в характеристиках своих автомобилей данные о среднем расходе топлива, замеренные на стендах по стандартному циклу NFEZ (der neue europäische Fahr-Zyklus). Он состоит из городской части протяженностью 4 км и загородного отрезка в 7 км, для каждого из которых потребление топлива рассчитывается отдельно. По полученным данным вычисляют общий для всей 11-километровой дистанции показатель. Три этих значения расхода – городской, загородный и смешанный – приведены в сертификационных документах автомобиля, их также публикуют в рекламных буклетах и каталогах как информацию для потенциальных покупателей.
Упомянутый выше ботаник ни черта в этом, конечно же, не поймет. Ему следует знать одно: проверить эти цифры самостоятельно он не сможет никогда.
А вот лизинговая компания Lease Plan решила все-таки проверить. Оценив реальный расход парка автомобилей в 32 000 штук, они нарыли, мягко говоря, вранье. Чтобы не базарить с изготовителями, марки машин решили не обнародовать -- вместо этого их разделили их на группы по рабочему объему двигателей, автоматических коробок передач и т.д. Итак, на сколько процентов нам с вами врут? Держитесь: авто с моторами объемом менее 1600 см3 занижают свои аппетиты на 44%. Чуть лучше в группах между 1600 и 1999, а также между 2400 и 3000 кубиками – «всего» 40% вранья. А самые отъявленные лгуны заняли нишу от 2 до 2,4 л – там 45% неправды.
Авто с автоматами немного искреннее: занижение расходов у них в среднем на 40%, тогда как у машин с механикой – 42%. Если все же сравнить лживость дизельных и бензиновых автомобилей, то первые, желая доказать сою суперэкономичность, врут в среднем на 41%, вторые же ограничиваются дозой вранья «лишь» в 36%.
А что говорят аналогичные тесты некоторых других организаций? Клубы ADAC и ACE говорят о 30-процентном вранье, International Council on Clean Transportation (ICCT) заявляет 38% обмана.
Алексей Воробьев-Обухов советует: мол, будете оценивать прожорливость будущего железного коня, смело плюсуйте около 40% к рекламным посулам – не ошибетесь...
Кстати, на фоне этого бреда получается, что доморощенный расейский метод измерения расхода топлива при постоянной скорости 60 и 90 км/ч не так уж и глуп. Более того, он абсолютно честный. По крайней мере, он оставлял владельцу шанс лично перепроверить изготовителя, попытавшись опустошить бак на ночном МКАДе, удерживая спидометр на нужной циферке. А вот с нынешними циклами - только на специальный стенд. Да и то - там прописана такая скрупулезная подготовка автомобиля, что проще плюнуть и успокоиться!
Кстати, отдельная статья вранья -- расход на непрогретом моторе... Если маршрутник показывает, к примеру, 0,8 л/час, то это еще ничего не значит -- реальные циферки куда как хуже... Но потребитель не должен нервничать. И, тем более, жаловаться...
До кучи от себя добавлю, что динамика автомобиля и его максимальная скорость тоже замеряются по хитровыгнутым методикам. И расхождение реальных циферок от заявленных легко достигает процентов, эдак, 10 (!)...
Конечно, абсолютными чемпионами по вранью являются гибриды. Ни один производитель не может удержаться от соблазна указать расход, скажем, в 1 л/100 км! Забывая упомянуть, что при этом батарея полностью сядет, а потому в дальнейшем на помощь электромоторов уже можно не рассчитывать. Но об этом не писал только ленивый...