Игры разума II
Когда-то журнал ЗР позволял себе печатать разного рода технические забавности. Но почему-то рубрики типа "Околесица" неизменно кого-то раздражали то ли "несерьезностью", то ли, наоборот, лаконичностью и ясностью. Как бы там ни было, а Алексей Воробьев-Обухов в своей Монтенегрии продолжает отслеживать состояние дел в Галактике и постоянно присылает что-то новенькое. Ниже -- его очередные "Игры разума".
ЭЙ, КУДА УСТАВИЛСЯ?
А в самом деле, куда, куда он смотрит, этот курсант? На светофор смотри, а не на девицу у обочины! Примерно таких диалогов можно будет ожидать в учебных авто после внедрения системы Eye-Tracker компании Ergoneers, позволяющей видеть на мониторе компьютера направление взгляда водителя в реальном времени. 1800 таких приборов поступят в автошколы Германии уже в 2016 году. А инструкторов научат, как правильно оценивать распределение внимания курсантов. На экране ноутбука будет видно, на какой именно объект он (или она) уставился. Там совместят картинку от видеокамеры обзора с данными Eye-Tracker. Останется только сделать нужные выводы и подсказать ученику, куда на самом деле он должен смотреть в конкретной дорожной ситуации.
ЗАБЫЛИ ПРО УХАБЫ?
Вообще-то, на поверхности соляного озера Бонневиль их не должно быть, именно поэтому здесь проходят заезды на установление максимальной скорости. Но в этом году что-то пошло не так: из-за постоянных дождей соль упорно не просыхала, на ней оставались небольшие кочки, но сколько же можно ждать? Тем более, когда готов электроболид Venturi VBB-3 с мотором в 3000 л.с.! У предыдущего VBB-2.5 их было всего 700, но и он сумел разогнаться в 2010 году до 495 км/ч. Короче, рискнули. И на мерной миле достигли средней скорости 386,757 км/ч. Говорят, что это опять рекорд в его мощностной категории (соперников-то нет там). Почему не поехали быстрее? А вы посмотрите на фото! Эта «кровавая» лужа вовсе не от того, что сбили какого-нибудь орла. Это вообще не кровь, а… антифриз. Одна из соляных кочек пробила бачок и на этом заезды окончились. Еще хорошо отделались.
ЗАРЯДКА ЗА 20 СЕКУНД?
Запросто. Экспериментальный 12-метровый электробус SEB (Schnellladung Elektro- Bus) фирмы Vossloh Kiepe вполне может за время входа-выхода пассажиров пополнить свои аккумуляторы, подняв пантограф к специальной «розетке» на столбе. Вот только необходимо, чтобы к ней была подведена мощность в 450 кВт! Впрочем, это не основной режим. Концепция предусматривает штатную 5-минутную зарядку на конечных остановках в течение 5 минут при длине маршрута до 14,4 км. Водитель на таких остановках в любом случае проводит не меньше времени. Там установлены источники тока мощностью «всего» 250 кВт. Пока этот электробус будет курсировать в тестовом режиме под надзором специалистов, а там… Ну, посмотрим.
КУДЫ Ж ОН ИЗ КОЛЕИ-ТО ДЕНЕТСЯ!
Помните такой анекдот застойных времен? Там наш крестьянин уделал американца, похвалявшегося кучей компьютеров в его Форде, обеспечивавших возможность убрать ногу с педали газа и руки с баранки. Наш УАЗ в пику иномарке позволял вообще обниматься с подругой на заднем сиденье, и притом был оснащен лишь карбюратором… И вот – конец июня 2015 года, Гудвуд, фестиваль скорости. Смарт представил версию Forrail, со стопроцентной эффективностью следовавшую по нужной полосе, экономящую прорву топлива и обходящуюся без суперкомпьютера, видеокамер, радаров и прочей хрени. Вы будете-таки смеяться, но он просто не может никуда деться из колеи, ибо ездит по рельсам! Авторы новинки утверждают и не без основания, что их Passive Lane Keeping Assist сберегает ваши деньги и нашу экологию. Потому что его железные колеса диаметром 24 дюйма катятся по стальным рельсам куда легче, чем резиновые шины по асфальту.
Единственно, что еще пришлось сделать разработчикам Smart Forrail, кроме замены колес, так это поставить пневматический гудок: штатный не удовлетворяет по громкости требованиям железнодорожных стандартов.
И, да, если бы у Смарта было заднее сиденье, вполне можно было бы там развлекаться с подружкой на ходу: автоматика не позволит проехать на красный, а других опасностей-то и нет по большому счету. Слабо на таком прокатиться до Питера? Ни тебе чертовых камер, ни пробок, лишь бы Сапсан только не догнал. И с парковкой никаких проблем – загнал в тупик или в депо, да и ладушки.
ДЕТРОЙТСКАЯ ДЕРЕВНЯ
Город, дома в котором состоят лишь из фасадов? Только не говорите про потемкинские деревни: нынче историки утверждают, что это был гнусный поклеп на князя, якобы, втиравшего очки Екатерине Второй. Просто иностранцы не могли поверить, что все это вдоль трассы было настоящим, вот и запустили фейк, как сейчас говорят, в рамках информационной войны. А вот в городе Mcity, что торжественно открыл университет штата Мичиган под Детройтом, совершенно точно нет ни одного полноценного дома! Зато – вполне настоящие улицы, перекрестки, знаки и светофоры. По улицам ездят всамделишные автомобили, ходят всамделишные пешеходы. Правда, специально обученные. Потому что вся эта «показуха» устроена за 10 млн. долларов на площади в 13 га ради безопасного тестирования в реальных условиях беспилотных автомобилей. И надо периодически «пугать» их автопилоты некорректным поведением. Иначе программы не отладить. Эх, туда бы московских водителей нанять, уж они бы показали, как надо настроить компьютеры в соответствии с принципом ДДД.. (Дай дорогу дураку, если кто не знает).
ПРИВЕЗИ НЕМНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСТВА
В Цюрихе около офиса The Mobility House появилась необычная зарядно-разрядная колонка, к которой периодически подъезжают электромобили «Ниссан Лиф». Но не для того, чтобы зарядить свои батареи, а чтобы… разрядить их. Идея вот в чем. Ночью электричество тут существенно дешевле, чем днем. Стало быть, можно зарядить аккумуляторы недорогой энергией, а потом питать ею весь офис в течение рабочего дня! А почему нет? Ведь запас энергии в электромобиле достигает (в зависимости от модели) 18 кВт∙ч. Если контора небольшая, компьютеры и лампочки современные, то хватит и даже на дорогу до дома еще останется! А если электромобили у каждого сотрудника и все живут недалеко? Это ж какая экономия получится. Единственное, что смущает: как известно, аккумуляторы выдерживают далеко не бесконечное количество циклов заряда-разряда. Стало быть, их придется чаще менять. А стоят они пока что, как небольшой автомобильчик. Стоит ли игра свеч? Вот на это швейцарцы и попытаются получить ответ.