Кто потопил "Титаник"?
Фантастику в моем детстве читали все. Отличники и двоечники. Октябрята и комсомольцы. Потому что это было интересно. Абсолютная уверенность в завтрашнем дне. Фотонный «Хиус» садится в стране багровых туч, земляне Широков и Синяев летят за 11 световых лет на Каллисто, подлодка «Пионер» мчится со скоростью «двенадцать десятых» сквозь толщу двух океанов, а наша страна – уже не СССР, а ССКР. Потому что коммунизм, естественно, победил, и труд стал владыкой мира.
Мы улыбались и радостно смеялись, когда в космос уходил «Восток», «Восход» или «Союз». Мы болели за мужиков с клюшками и шайбами, которые лупили всех. Мы ждали шестую модель жигулей взамен третьей, и гадали, каким будет 41-й «москвич»? Потому что всё это приближало для нас то самое будущее – из несуществующего пока что ССКР.
Что случилось потом, все знают. Вот то, что вокруг, то и случилось. А вот почему так случилось?
Пришел я пару дней назад с работы как пропущенный сквозь мясорубку. Фигово было совсем. Не столько физически, как морально. В общем, плюхнулся дома в кресло и включил зомбоящик. По «Культуре» кто-то болтает ни о чем, а остальные каналы вообще не хочу включать. Но всё же наткнулся на очередной телебред про «Титаник» – и даже досмотрел до конца.
Хрень полная, конечно. Про какой-то заговор мирового капитала с целью устрашения прогрессивного человечества. Но одна мысль очень понравилась.
Смысл вот какой. Как известно, задолго до катастрофы был опубликован роман некоего Робертсона, в котором автор подробно описал крушение огромного лайнера "Титан". После гибели настоящего "Титаника" писатель Робертсон тут же угодил в список величайших пророков столетия – уж больно многое из вымышленного оказалось реальным! И вот уже второе столетие человечество судачит: мол, это ж надо!
Все это общеизвестно… Но мало кто задумывается о том, что писатель Робертсон ни в какое будущее не путешествовал, и никуда сквозь годы уж точно не заглядывал. Он просто придумал страшилку на потеху публике. Но мысль о гигантском пароходе понравилась промышленникам и спонсорам. Название засело у кого-то на подкорке и лихо нашло отклик у всех остальных, потому что к подобному имени все уже были морально готовы. «Титан», «Титаник» – какая разница? А уж у кого дальше поехала крыша – у рулевого, у капитана или еще у кого-то – не столь важно. Они тоже были готовы к тому, что их посудине «на роду написано»…
Чепуха? Не уверен. Если мысль овладевает массами, то она способна на многое. В повести «Выстрел» моего любимого Пушкина граф пришел на дуэль, поплевывая косточками от черешни – он даже не думал о каком-то нежелательном для себя исходе… И остался жив. То же у Толстого в «Война и Мир» – Лиза Болконская все время предчувствует смерть и быстро помирает, а вот Наташе Ростовой это в голову не приходит, и у нее все хорошо.
Вымысел? Литература? Ну да, ну да… Только человек – существо внушаемое. И чья пропаганда сильнее, тот обычно и побеждает. Мы свою пропаганду, пусть зачастую и дурную, позволили заменить охаиванием всего и вся. И на этом выросли новые поколения.
Результат, опять-таки, мы видим. Охаять новую вазовскую модель все готовы задолго до того, как она сойдет с конвейера. Пригласить ненашенского «консультанта» за космические деньги – в порядке вещей. Заявить, что «меня в этой стране вообще ничего не держит» – и это нормально.
Между прочим, мой давний коллега, удалившийся ныне за океан, еще в прошлом веке говорил: дескать, газета «Правда» советских времен – это детский лепет по сравнению с любой американской периодикой! Тогда не верил – сейчас верю.
Дисквалифицировали спортсменов? Слышу: так им, паразитам, и надо! Ракета не вывела спутник на расчетный эллипс? Опять злорадство: мол, что от этих козлов хотеть? Биатлонисты продули и Фуркаду, и великовозрастному Бьорндалену? Снова какая-то радость: мол, г…но наш биатлон! И – финал-апофеоз: лучше будем болеть против своих!
Ни американцы, ни жители какой-нибудь Нагонии с Гарривасом против своих не болеют.
Советскую фантастику с ее верой в светлое, трудовое завтра волею судеб кто-то заменил в нашем сознании на крокус-сити-холлы, бутики и шопинги. Моя прекрасная няня легко устраивает личную жизнь, блещет интеллектом в «Своей игре» и чему-то учит детей туповатого преуспевающего манагера…
Может быть, отправить на покой Хрюшу со Степашкой: фигуристая няня Вика справится лучше?
Хотя лично я скучаю по радиопостановкам. С народными артистами у микрофонов. Ей-богу, это было здорово.