Как не стать вторым?
Первый спутник и первый человек в космосе. Редкие примеры того, где абсолютно непререкаемо первенство наших соотечественников. Хотя даже здесь нет-нет, да и приходится слышать: дескать, а можно ли, например, считать полет Гагарина полноценным? Мол, международная аэронавтическая федерация долго упрямилась, не желая фиксировать гагаринский рекорд. Аргументы «сильные»: дескать, пилот должен приземляться в своем корабле – и точка! Неужели кому-то было непонятно, что корабль – космический, первый в истории? И что именно с него начинается новая глава в разного рода нормативах и правилах?
Рекорд в итоге утвердили. Но вот что интересно. Если целый ряд изобретений – от лампочки до электромагнитного телеграфа – почти одновременно рождался в разных странах у разных исследователей, что по сей день порождает споры о первенстве, то особой нужды оспаривать приоритет Гагарина ни у кого не было! Дело в том, что ни одно государство мира в тот момент не могло продемонстрировать ничего подобного…
А как же полет первого американского астронавта, Алана Шепарда? Ведь 5 мая того же 1961 года его «Меркурий-3» стартовал-таки с мыса Канаверал штата Флорида. Казалось бы, не прошло и месяца после гагаринского триумфа, а потому о приоритетах можно и поспорить – особенно спустя десятилетия… Но дело в том, что полет американца продолжался всего-навсего… 15 минут с хвостиком!
Разве можно было за это время облететь вокруг Земли? Да нет, конечно же… Дело в том, что совершить виток вокруг земли американские корабли были не в состоянии! Фактически Шепард просто «подпрыгнул на высоту 186, 5км, побыл 5 минут в невесомости и полетел обратно вниз, в воды Атлантики! Кстати, на его «Меркурии», в отличие от нашего «Востока», не было иллюминатора.
Такой полет называют суборбитальным: скорость корабля не достигала первой космической и теоретически не могла вытащить «Меркурий» на орбиту искусственного спутника Земли. Кстати, успешные суборбитальные полеты совершали еще немецкие «ФАУ-2» в 1944 году… Однако же по американской классификации все полеты выше 80 км приравниваются к космическим. В июле того же года аналогичный полет совершил астронавт Вирджил Гриссом
И только с третьей попытки американским астронавтам удалось совершить полноценный орбитальный полет. 20 февраля 1962 года Джон Гленн на «Меркурии-Атлас-6» трижды облетел земной шар. К этому времени, еще в августе 1961 года, Космонавт №2, Герман Титов, совершил 17 оборотов вокруг Земли, впервые пробыв в космосе сутки.
Таким образом, особого стимула оспаривать гагаринский приоритет даже под самым идиотским предлогом, ни у кого просто нет. Чтобы уверенно быть первым, всегда нужно быть на голову выше второго.