Ремонт по ОСАГО: выплата в натуре
Речь идет о том, что пострадавшим в ДТП автовладельцам вместо денег буду предлагать отремонтировать машину в автосервисе.
Напомню, что и сейчас такая возможность предусмотрена законом об ОСАГО. Так, если у страховой компании есть договоренность с СТО, то страховщик может предложить пострадавшему произвести ремонт разбитого автомобиля. Если страхователь соглашается, страховщик выдает направление в автосервис. Дальше на станции ремонтируют машину, а оплату производит страховая компания. Правда, не полностью. Сумму износа пострадавшему придется оплатить из своего кармана.
Пока только деньгами
Сегодня большинство автовладельцев по-прежнему предпочитают получить выплату деньгами.
Причин тому несколько. Первая – это отсутствие права выбора автосервиса. Страховщики не всегда могут предложить достаточный перечень СТО. В каких-то случаях потребителю не нравится уровень предлагаемого автосервиса. В других, месторасположение. Вторая причина, необходимость доплачивать за износ заменяемых запчастей. Есть и третья.
Заработать на ОСАГО
Я довольно часто, особенно в последнее время, сталкиваюсь с такой ситуацией. Потерпевший, получив деньги от страховой компании, обращается к независимому эксперту. Тот делает расчет и выдает потерпевшему заключение, где стоимость ремонта в полтора раза больше, чем заплатила страховая.
После этого потерпевший ремонтирует машину в «гаражном сервисе», или обычном, покупая при этом нужные запчасти на разборках. Причем полученных от страховщика денег в принципе хватает. Но ведь есть заключение независимого эксперта. Почему бы не получить от страховщика больше? Страхователь идет в суд. И получает дополнительно неплохую прибавку.
Вот реальная история. Ко мне обратился клиент, которому страховщик выплатил по ОСАГО 323 тысячи рублей. Независимая экспертиза посчитала, что на ремонт разбитого «Opel Astra» нужно потратить 624 тысячи. При этом, как выяснилось позже, машину потерпевший отремонтировал. Причем всего за 250 тысяч.
Когда я поинтересовался, зачем же он хочет обратиться в суд, если полученных денег и так хватило с лихвой, клиент ответил, что ему просто нужны деньги. А со страховой компании, дескать, можно получить не только недостающую сумму по расчету независимого эксперта, а еще и неустойку. Плюс штраф. Клиенту в помощи я отказал. Но думаю, он своего таки добился. На рынке достаточно юристов, которые не гнушаются и такими делами.
Вот и получается, что главной задачей некоторых автовладельцев является не восстановление автомобиля, а получение барышей.
А что, если всех пострадавших отправлять на СТО?
Этот вопрос был задан президенту Владимиру Путину в ходе очередной «прямой линии». Предложение озвучил Максим Ханжин, который, к слову, является тоже президентом, но не страны, а Ассоциации по защите прав автострахователей.
Президент (с большой буквы) своим ответом дал понять, что такое предложение будет рассмотрено.
Не удивлюсь, что уже в ближайшее время необходимые изменения будут внесены в закон и правила ОСАГО. Выплата в натуре будет главным видом выплат. Денежные компенсации же оставят на крайние случаи. Например, когда по месту жительства потерпевшего нет никаких СТО.
Плохо это или хорошо?
Ремонт вместо денег
При должном подходе и правильной организации, ничего плохого тут нет. Но только при следующих условиях.
Стоимость восстановительного ремонта, которая определяется страховщиками по единой методике, должна быть максимально приближена к рыночным ценам. В этом случае автосервисы будут заинтересованы в сотрудничестве со страховыми компаниями.
Из закона и правил об ОСАГО следует исключить положение, по которому страховщик направляет ремонтировать на станции, с которыми имеется договор. СТО должен выбирать сам страхователь. Сделать это можно следующим образом. РСА и ЦБ разрабатывают некий перечень требований к станциям техобслуживания (прописываются сроки ремонта, категории ремонта, ответственность за качество и пр.)
Если автосервис согласен работать по ОСАГО, он получает аккредитацию в РСА. Союз в свою очередь публикует перечень таких станций у себя на сайте.
Ну а дальше, если наступил страховой случай, потерпевший обращается в страховую компанию. Затем на сайте РСА выбирает понравившийся автосервис, ставит об этом в известность страховщика и едет ремонтировать машину. Оплачивать ремонт будет страховая компания.
Полностью переходить на натуральное возмещение можно будет только тогда, когда станций техобслуживания будет достаточно для обслуживания всех пострадавших в ДТП и во всех регионах.
Уверен, что со временем, такой вид возмещения будет весьма востребованным и удобным. Да и количество страховых мошенников резко уменьшится. В натуре.