Путешествие на Бельведер, или Чертовщина Ваганьковского холма
| «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло.» Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»
|
Мне всегда, до дрожи в коленках, хотелось оказаться на этой самой каменной террасе. Наверное, схожие чувства испытывают альпинисты, разглядывающие снизу далекую белоснежную вершину. Им просто нужно туда попасть – и всё. Вопроса «Зачем?» они не поймут.
После первого знакомства с булгаковским «Мастером…» желание только усилилось. Попасть на каменную террасу, где руководитель нечистой силы соорудил из своей шпаги солнечные часы, да еще беседовал с Левием Матвеем, стало просто необходимо. А когда до меня дошло, что по чертовой террасе начали спокойно разгуливать киноперсонажи из экранизаций знаменитого романа, а ушлые фотохудожники лихо затаскивают туда различных знаменитостей, мечтающих хоть немного побыть дьявольским отродьем, я уже был готов лезть туда хоть по пожарной лестнице.
Однако домик явно меня сторонился, упрямо не желая пускать на свои плиты. Дескать, разглядывай снаружи, изучай чужие картинки – и будь доволен. Мастер, как известно, не заслужил света, а я, надо полагать, не заслужил визита на эту террасу.
Но всё оказалось еще интереснее…
Быть и казаться
Дело в том, что даже снаружи дом на Ваганьковском холме только кажется таким, каким его привыкли видеть. Будучи совсем другим по сути. Перечень его недосказанностей и без чертовой террасы легко тянет на диссертацию, экранизацию, мистификацию и на всё, что угодно. Вот только некоторые из них:
Это чуть ли не единственный дом в Москве, известный по фамилии владельца. Скажешь: Дом Пашкова – и всё ясно.
Этому владельцу – порядочному проходимцу – простили, что он на глазах у всех выстроил дом, позволяющий его обитателям, а не только Воланду, созерцать Кремль сверху вниз.
Этот дом повернулся к Кремлю, извините, задом! Парадный вход – вовсе не там, где всем кажется, а со стороны Староваганьковского переулка. Оттуда можно подъехать в экипаже, а вот на крутой холм никакая дорога не ведет. Возможно, это месть архитектора Баженова за провал своих замыслов, которым не суждено было воплотиться в жизнь. Впрочем, имя зодчего доподлинно неизвестно.
Трудно поверить в то, что в проекте никакой лестницы не было. Однако здесь был райский сад, а кареты въезжали с противоположной стороны.
Обратите внимание на серп с молотом – сейчас этих инструментов там нет.
В общем, домик явно подшучивал надо мной. Мол, ну зачем тебе куда-то наверх лезть – ты сначала внизу разберись!
И я начал разбираться…
Балкон трех императоров
Есть легенда, согласно которой даже в Европе иногда встречались порядочные правители. Хранитель легенды – балкон нашего домика. В 1818 году Фридрих Вильгельм III с сыновьями посетил Москву – при этом он изъявил желание посмотреть ее панораму. Короля привели в дом Пашкова и его взору предстал сожженный французским воякой город… Правитель опустился на колени, велев сделать то же самое сыновьям, и прошептал: «Вот она, наша спасительница!» Он понял, во что бы превратилась его Пруссия, если бы не русские.
Умный король тогда поклялся никогда не воевать с Россией. В память об этом визите в чугунной ограде бального зала домика появилась символическая корона, а балкон прозвали «балкон трёх императоров». Почему трех? Потому, что оба королевских сына со временем тоже взошли на престол!
Обратите внимание, где находятся персонажи картины. На бельведере!!! Это самая высокая точка дома Пашкова, куда можно добраться, не будучи скалолазом! Ниже на картине виден фрагмент той самой террасы -- с вазонами, накрытыми крышечками с шариками. А балкон трех императоров находится еще ниже: с него такой панорамы не увидеть! Но именно его сегодня показывают экскурсантам, посещающим бальный зал домика. Ведь подавляющему большинству экскурсантов, в общем-то, все равно, куда смотреть.
А я уставился на фрагмент той самой террасы… И чем дольше смотрел, тем отчетливее понимал, что хитрый домик издевался надо мной с самого начала…
Каменная терраса существовала только в моем воображении....
Кто не верит, пусть внимательно посмотрит вот на это фото. Ответ был очевиден с самого начала, но фантазия рисовала совсем другое.
За балюстрадой сразу же начинается обыкновенная крыша! А вовсе не каменная терраса для посадки нечистой силы.
А как же кино? А как же рисунки, фотографии и прочее? А это, как говорил Коровьев, случай так называемого вранья! Впрочем, в кино этот прием очень даже приветствуется… Представьте себе Кинг Конга без вранья – «кина не будет», как говорится.
Вспомним первоисточник: "Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны."
Как только стало ясно, что разгадка близка, домик решил, что я сдал зачет, а потому сжалился и допустил меня на VIР-экскурсию с посещением бельведера…
Восхождение на бельведер
До последней секунды я не верил, что меня пустят. Однако служба безопасности домика связалась с коллегами за Кремлевской стеной и включила зеленый свет: дескать, сегодня можно… Только, мол, безо всяких фотовспышек и прочих эксцессов. Думаю, что и у Воланда могли возникнуть аналогичные проблемы:)
Сбылась мечта идиота: я – внутри бельведера!!! Видна лесенка на купол, но там уже делать точно нечего.
Что ж, смотрим в окно!
В нижней части фото – ограждение, которое помнит трех императоров. Выше видна та самая «каменная терраса», которую я безуспешно пытался обнаружить. Но вместо «рассекшихся плит» – уже упоминавшаяся зеленая крыша. Так и должно было быть.
А где же стояли императоры? Не на крыше же… Дело в том, что раньше колоннада окружала бельведер, но не сливалась с ним. А благодаря тому, что колонны первоначально отступали от простенков бельведера, они создавали галерею. Сегодня же колонны вплотную подошли к стене, а потому нормального выхода из бельведера не существует. Разве что для кровельщиков.
Вид с Бельведера сквозь нижнюю часть оконно-дверного проема.
А что же показывают в кино, на рисунках и фотографиях? Процитирую Мастера: «Воланд может запорошить глаза и человеку похитрее.» Надо полагать, что именно это и происходит по сей день: все видят одно, но воображают и изображают нечто другое.
Впрочем, надо оговориться. Совершенно ясно, что для своего визита на террасу мессир вполне мог благоустроить ее по своему вкусу, предусмотрев вместо покатой зеленой крыши ровные каменные плиты. Но, в любом случае, он сидел не в галерее бельведера, а ниже. А бельведер находился «у него за спиной на крыше».
«Но тут что-то заставило Воланда отвернуться от города и обратить свое внимание на круглую башню, которая была у него за спиною на крыше. Из стены ее вышел оборванный, выпачканный в глине мрачный человек в хитоне, в самодельных сандалиях, чернобородый.»
А вот иные обличья мессира. Например, Воланд, прикинувшийся г-ном Ширвиндтом. Забавный прокол авторов. Похоже, этот мессир и не подозревает, что за его спиной виднеется Кремлёвский дворец съездов, он же Государственный Кремлёвский дворец…Откуда он там взялся в булгаковские времена -- непонятно.
Впрочем, наконец-то все стало ясно. И от этого даже стало немного грустно.
Вместо эпилога
Домик повидал многое и после Воланда. В эпоху бардака на рубеже тысячелетий вообще было непонятно, уцелеет он или нет. Когда десяток лет внутри живут какие-то бомжи, то можно уповать только на силы небесные. Однако же, к счастью, обошлось.
Этого Воланд не видел. А то бы не появился вообще.
Кстати, все хорошие фотографии сделал Костя Якубов. За что ему большое спасибо. Которые похуже -- те уж мои...