Кому я нужен, или Лишние человеки
Похоже на то, что наш Создатель изначально замышлял вовсе не такой мир, какой мы ощущаем сегодня. Дошел же до нас мифический образ Райского сада. Известно и то, что однажды его обитатели сдуру нарушили правила игры… За что и схлопотали по полной.
Game over… Так, кажется, пишут программисты?
О программистах
| – Видимо, вам позарез нужен программист, – сказал я. – Нам нужен далеко не всякий программист, – возразил Роман. Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу» |
Современный автомобиль давно обозвали компьютером на колесах. Производителю это выгодно со всех сторон: цена микропроцессора давно стала ниже стоимости мотка медного провода. Навигаторы, о которых еще лет 20 назад особо и не мечтали, сегодня уверенно командуют, где повернуть и куда прижаться. И даже опытный, казалось бы, водитель, уже доверяет электронному болтуну куда больше, чем собственному чувству ориентации на местности. А если вместе с маршрутом тебе подсказывают адреса ресторанов, магазинов и прочих заведений, то защитная реакция некогда мыслящего организма отключается за ненадобностью. Так легче жить. К тому же уже сегодня автомобиль готов забрать у тебя не только прокладывание маршрута, но и управление самой поездкой. Никаких технических препон давно нет.
Чтобы меня не уподобляли птичке, долбящей в одно место, сошлюсь на Авторитет. Например, на свежее творение израильского футуролога, профессора мировой истории университета в Иерусалиме, г-на Харари (Yuval Noah Harari). Дело в том, что этот самый профессор написал солидный талмуд, называющийся "Homo Deus. История завтрашнего дня". А если сжать творение этого Юваля Ноя Харари до одной строки, то останется Главная Мысль: «Цифровизация мира делает человека излишним.»
Лично для меня – ничего нового. А вот до израильтянина наконец-то дошло, что уже сегодня машина говорит нам, что и как делать. Упомянутый выше навигатор – это просто частный случай. Вдобавок профессор сообщает, что если в США вы просите кредит, то ваш запрос обрабатывается не клерком, а компьютером. А если кому-то захочется вступить в брак, то ему лучше посоветоваться с Гуглом, Фейсбуком и прочими «свахами» (а не по старинке, как в «Женитьбе Бальзаминова» – М.К.). То же относится к поиску работы.
Люди для этого абсолютно не нужны. Они лишние на планете.
Лишние люди
Любопытно, что лишних людей мы изучали в школе. Понятия не имею, знают ли современные детишки про Онегина и Печорина, но в мое время они точно назывались лишними. Умные, симпатичные, но на хрен никому не нужные. И от того страдающие или скучающие. Кстати, учебники их классифицировали так: «типичные представители».
То же читаем у интеллигента Чехова. Его герои живут и ни черта при этом не делают, потому что у них и так всё есть. Те, что умнее, страдают. Те, что глупее, просто существуют. А три неглупые, вроде бы, сестры рвутся в Москву, почему-то полагая, что там все иначе…
Впрочем, меня понесло – извините. Еврейский профессор на Пушкина не ссылается: он просто пишет о том, что по мере развития техники подавляющее число людей станет ненужным для экономики. То есть они станут лишними. И это уже не придуманные онегины с печориными, а мы с вами.
Чем и зачем их кормить? А дело не в этом. О кормежке, по мнению профессора, речь при этом не идет. Еще Ихтиандр в кино говорил, что рыбы, мол, полно – хватит на всех. А сегодня и подавно можно наклепать любое количество жратвы, шмоток и автомобилей. Но люди для этого больше не требуются. Автоматические линии, дроны, автопилоты, 3D-принтеры… И если раньше работники меняли свою не очень высококвалифицированную профессию на новую столь же тупую (строители из Пенсильвании находили работу на заводах в Детройте), то сегодня уже невозможно заменить одну примитивную работу другой аналогичной. Потому что те же автопилоты, казавшиеся наивной выдумкой еще вчера, уже сигналят тебе сегодня. Мол, а пошел бы ты из-за руля, а? Хомо сапиенс хрeнoв…
Впрочем, на мой взгляд, основная проблема не в этом.
Главной проблемой станет обеспечить человеку смысл жизни. И вот на этом пути будет ой как тяжело…
Исследовать акр земли
Мой любимый Клиффорд Саймак предвидел проблемы с заполнением свободного времени еще в середине прошлого века. Вот отрывочек из его рассказа «Изгородь», где герои пытаются хоть чем-то себя занять:
«– Я специализируюсь, – уточнил Крейг, – на изучении одного акра.
– Одного акра? – переспросил советник, совершенно не удивленный. – Я не вполне...
– История одного акра, – объяснил Крейг. – Надо прослеживать ее день за днем, час за часом, по темповизору, регистрировать детально все события, все, что случилось на этом акре, с соответствующими замечаниями и комментариями.
– Чрезвычайно увлекательное занятие, мистер Крейг…»
К. Саймак. «Изгородь». 1952 год
Сегодня цель жизни почти у всех «достойная»: урвать побольше денег. А что делать в обществе, в котором роботы наклепали абсолютно всё, включая деньги? Приходи и бери мешок…
«– А что потом они делают с деньгами? – спросил Крейг.
– Не знаю, – ответил советник. – Один человек зарыл их и забыл где. Остаток жизни он был вполне счастлив, занимаясь их поисками с лопатой и фонарем в руках.»
К. Саймак. «Изгородь». 1952 год
Вообще у Саймака особого оптимизма насчет времяпрепровождения в эпоху изобилия не наблюдается. Люди будущего даже готовы спать годами, лишь бы не страдать от безделья. Но израильский профессор нашел им достойное занятие! Они, мол, будут бродить по виртуальной реальности, общаясь с 3D-компьютерными играми. Это, как он считает, и есть всеобщий выход из положения.
Собственно, именно это уже и происходит, пусть пока и не на самом совершенном уровне. Уже сегодня дети играют далеко не в футболы и волейболы, а исключительно перед мониторами. Чем заняты в свободные минуты взрослые, можете посмотреть, прокатившись в метро. Подскажу – тем же, чем и дети.
Впрочем, израильский футуролог утверждает, что это происходит уже много веков подряд – разве что без содействия айфонов с айпедами… Но – как?
А вот, как.
Виртуальность без смартфонов?
По мнению Юваля Ноя Харари, эти виртуальные игры до сих пор называли религией. К примеру, если ты, как мусульманин, пять раз в день помолишься, то заработаешь очки. Если ты, как еврей, съешь свинину – получишь штрафные баллы. Тому, кто наберет достаточно очков, обещано попадание после смерти на следующий уровень игры. В эти виртуальные игры, которые существуют только в нашей голове и не имеют ничего общего с реальностью, мы, по мнению профессора, играем тысячелетиями.
А Саймак в свое время то и дело сравнивал человечество с неким подобием зоопарка:
«В воздухе что-то мелькнуло. На мгновение ему почудилось, что он увидел глаз, один-единственный глаз, смотрящий прямо на него. …И в этот миг он почувствовал, как смотрел на него из-за ограды этот невидимый: с добротой, жалостью и безграничным превосходством.
…. Они обеспечивают нас, заботятся о нас, наблюдают за нами. Они дают нам все, что мы просим. … Может быть, это зоопарк. Может быть, резервация, сохранение последних представителей вида.»
К. Саймак. «Изгородь». 1952 год
Иными словами, человеки – это всегда фишки в какой-то игре. И неважно, в общем-то, виртуальная это игра или реальная. Важно, что в любом случае из рук человека ускользает возможность как-то контролировать ход событий.
А самое важное – в том, что большинству человеков это даже нравится. Плывешь по течению, как ёжик в тумане, и все проблемы кажутся далекими-далекими…
Виртуальными…
Может быть, нас уже и нет на самом деле? Что думаете, хомо сапиенсы?