90 лет журналу «За рулем»: первая обложка
Итак, первый номер российского автомобильного журнала «За рулем» увидел свет в апреле 1928 года. Театр, как известно, начинается с вешалки, а журнал с обложки. Что же было на первой полосе ежемесячника Всероссийского общества «Автодор»?
Конечно же, автомобиль. Советский автомобиль. 31 марта 1928 года завод АМО (впоследствии ЗИЛ) отпраздновал выпуск тысячного грузовика Ф-15, который затем был передан Моссовету. Именно он и попал на обложку первого номера журнала «За рулем», вышедшего в апреле.
Грузовик стоит во дворе автозавода. Под фотографией многообещающая подпись «От тысячи – к миллиону». А вот кто сделал снимок для самой первой обложки неизвестно: редакция забыла указать автора. Точнее в последний момент было принято решение поместить на верхней части второй обложки вместо содержания номера, в котором обычно указывался автор обложки, объявление о подписке на ежемесячный общественно-литературный и научно-популярный иллюстрированный журнал «За рулем». А оглавление в скомканном виде — в нем даже не были указаны номера страниц — и без автора обложечного фото втиснули в конец последней полосы.
Увы, в редакционной жизни так бывает. И здесь не было злого умысла. Худшие времена придут позже. В лихолетье тридцатых в советской России сознательно вымарывались со страниц печати имена так называемых врагов народа. Репрессии не обошли стороной и наш автомобильный журнал. В сталинских застенках окончили жизнь создатели «За рулем»: в 1937 году арестовали Николая Осинского, в 1938-м – Михаила Кольцова. Их фамилии цензоры вытравляли даже из хранящихся в библиотеках экземпляров.
Но вернемся к обложке. Скорее всего, фотографом грузовика АМО на первой обложке журнала «За рулем» мог быть кто-то из известных в то время мастеров, работавших активно в Акционерном издательском обществе «Огонек», которое издавало и наш журнал. Свои штатные фотографы в «За рулем» тогда отсутствовали. Активнее других с журналом работали Семен Фридлянд и Аркадий Шайхет. Именно они были основными авторами обложек журнала 1928 года. По прошествии стольких лет установить авторство первого снимка уже вряд ли представляется возможным.
Что же касается изображённого грузовика, то журнал не без гордости писал. «Единственный и первый в СССР автозавод, целиком строящий у себя все части автомобиля, завод АМО вот уже в течение трех с половиной лет продолжает непрерывно увеличивать годовой выпуск автомобилей.
Первая машина Ф-15 была выпущена заводом в 1924 году кустарным способом – без штампов, кондукторов и приспособлений. За три с половиной года завод сильно вырос и произвёл ряд улучшений в этой области. В настоящее время нет мало-мальски серьезной детали, которая не изготовлялась бы при помощи соответствующих приспособлений».
АМО Ф-15 – первый советский грузовик, в основе которого лежала модель ФИАТ-15-Тер, производили до ноября 1931 года. За семь лет изготовили 6285 автомобилей. На его шасси выпускали почтово-пассажирские автобусы, кареты скорой помощи, пожарные машины, штабные машины для армии. Все они побывали на страницах журнала «За рулем».