Первый метромост: 1937-2017
Только Россия умудряется время от времени создавать удивительные вещи, как бы не придавая этому особого значения. А еще чаще мы прикрываем их последующими уродливыми решениями. Примерно так на полигонах обычно маскируют новые автомобили, пряча их истинный облик от объективов конкурентов и зевак.
Сегодня приглашаю всех на чудом уцелевший московский мост. Ему недавно исполнилось 80 лет. Нет, прогуляться по нему нельзя -- можно только смотреть.
Уникальный мост - первый метромост в стране - соединил тогда «Смоленскую» с «Киевской». Положив при этом начало почти что детективной истории...
МОСТ? НИКАКИХ МОСТОВ!!!
Станция «Смоленская» – она из тех, из самых первых. Абориген, пионер, квартирьер… Но с самых же первых дней ее судьба оказалась странной. Если поезда «от Сокольников до Парка» ходили по своей, «законной» ветке, то участок от станции «Улица Коминтерна» (ныне – "Александровский сад") ) до станции «Смоленская» казался эдаким аппендиксом. Однако же было очевидно, что аппендикс должен добраться до Киевского вокзала с его гигантским пассажиропотоком. До него – рукой подать, но… Но он – на правом берегу Москва-реки. А «Смоленская» – на левом…
Прорыть тоннель? Да, но «Смоленская» – это станция мелкого заложения, расположенная на высоком берегу! Это под каким же углом тоннель должен нырять под Москва-реку? Почти что вертикально: это уже не тоннель, а колодец какой-то…
Отцы-руководители тогда крепко повздорили. Лазарь Моисеевич видел своё метро не только транспортным, но и секретным стратегическим объектом: какие тут могут быть мосты у всех на виду? А Никита Сергеевич с ужасом понимал, что единственный выход на данном этапе строительства – это именно мост… В итоге мост все-таки решили построить, пояснив Кагановичу, что это, дескать, временное сооружение...
Из всех проектов выбрали тот, что попроще: он же временный, вроде того... Однако почитаем древнюю прессу.
"По бокам - тротуары, огороженные с обеих сторон решетками. На каждой стороне моста установлено по 10 парных фонарей на металлических колоннах, отлитых каслинскими мастерами чугунного литья (Урал). Эти же мастера сделали огромные чугунные вазы, установленные на парапетах моста, и другие металлические украшения нашего сооружения. Впоследствии на устоях моста будут воздвигнуты большие скульптурные группы, над которыми работает сейчас скульптор заслуженный деятель искусств Манизер."
Короче говоря, когда поезд впервые в истории страны вырвался из подземки на солнечный свет, все пришли в восторг. Такое, вот, товарищи, получилось временное решение.
Естественно, что в восторг пришли все, кроме Лазаря Моисеевича. Убедившись, что «временному» мосту не будет сноса, тот пришел в ярость и… категорически отказался принимать новый участок, пригрозив Хрущеву путешествием в мир иной. Говорят, что именно по распоряжению всесильного наркома со станции «Киевская» исчезла мемориальная доска – обязательный атрибут всех московских станций…
В итоге, если верить легендам, Хрущеву оставался один путь – к Самому! И тот… разрешил и ему, и метромосту жить дальше!
Участок приняли… Но названия у моста, похоже, так и нет. Желающие могут отыскать его в Сети и убедиться, что кто-то называет мостик Смоленским, а кто-то – Киевским… Но и то, и другое – прозвища.
НО ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЁ…
Перестройки мы любим. А потому новый участок метро с четырьмя работающими станциями вскоре обрел-таки своего двойника. «Калининская», «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская» с удивлением посматривали на то, как рядом с ними возводится то же самое… Только уже на большой глубине и с невиданным размахом: супердлинная новая «Арбатская» явно намекала на свою близость к Министерству Обороны, которое, при необходимости, задействует ее для своих нужд.
В общем, новый участок запустили! И мостик, как и все упомянутые станции, сразу оказался не у дел…
НО И ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЁ
Две «Арбатских», две «Смоленских», три «Киевских»… Но сейчас речь про мостик, а потому всё внимание – «Смоленской». Той, самой первой…
Внимание: южный вестибюль станции тогда располагался… посреди Садового кольца! А Западный – на его внешней стороне, но это не так интересно. Главное, что и тот, и другой… снесли: первый мешал движению, а второй… Ну, наверное, тоже мешал.
А из подземной галереи получился подземный пешеходный переход, который и сегодня живой. Кстати, говорят, что это -- первый подземный переход в стране.
Что до мостика, то его решили разобрать и куда-нибудь отвезти.
НО И ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЁ
Тот же Никита Сергеевич, одолевший с годами всех противников, как-то вспомнил про заброшенный участок метро. И спросил подчиненных: «А почему, собственно?»
Так родилась Филевская линия. Правда, оба вестибюля «Смоленской» уже были превращены в руины, а потому пришлось организовать новый вход в метро в загадочном доме с башенкой архитектора Жолтовского.
С новой «Смоленской» ожившая станция ничего общего иметь не захотела: в московском метро только две пары одноименных станций никак не соединены друг с другом. Вторая парочка – это «Арбатские»…
В итоге первый метромост расчехлили и снова сдали в эксплуатацию. Но прежняя красота ушла… Дима Семицветов из рязановского «Берегись автомобиля» и прочие жители близлежащих зданий пожаловались на грохот от поездов, проносящихся рядом с ними.
Проблему решили просто, упрятав в 1978 году подходы к мостику под уродливые шумопоглощающие короба из железобетона. Именно в таком виде всё это хозяйство пребывает и сегодня.
Куда и когда исчезли симпатичные фонарики, мне неведомо.
А на этот мост проникнуть так и не удалось. Хотя и очень хотелось... Зато однажды мне повезло: пробрался с "группой товарищей" в тоннель близ "Александровского сада".
Что до мостика, то, наверное, просто хотелось пройтись там, где не ходил почти никто... Впрочем, пробежаться по фото былых времен -- тоже неплохо.