Смоленские тайны московского метро

Обнаружив на старом фото вестибюль родной «Кировской» (ныне – Чистые пруды»), я долго не мог сообразить, с какого ракурса сделан снимок, и как привязать увиденное к сегодняшней реальности. Вроде бы, все знакомое. Вот трамвай разворачивается, опоясывая Чистопрудный бульвар. Вот рельсы убегают дальше, на зеленеющий вдали Сретенский бульвар и возвращаются обратно – это позже их сдуру уберут…

А ясности все равно нет. Куда, например, подевался здоровенный дом справа? И где спряталась улица Кирова – она же Мясницкая?

Так, сяк – ну никак не получается.

А разгадка была простой: древний объектив выхватил когда-то очертания совсем другого вестибюля! Это не «Кировская», а… «Смоленская»! Точнее, ее восточный вестибюль.

Как я мог перепутать? А вы сравните вот с этим фото:


А вот это - "Смоленская".

А вот другой ракурс:

Сейчас-то я уже не перепутаю круглые окна-иллюминаторы «Кировской» с квадратно-гнездовым решением «Смоленской». Да и колонны, если приглядеться к старым фото, разные. Разная и судьба станций – одна трудится с первых секунд работы московского метро по сей день, а вторая погибла, будучи совсем молодой…

И не только погибла сама, но и потянула за собой своих коллег.

ВЕСТИБЮЛЬ С НЕСЧАСТНОЙ СУДЬБОЙ

Сходство двух вестибюлей не случайно: чувствуется почерк одного мастера. «Кировскую» делал Н.Я. Колли, а «Смоленскую» – его ученик, С.Г. Андриевский. Упомянутый вестибюль находился… посредине Садового кольца! В разных источниках станцию называют то «Смоленская», то «Смоленская площадь», но, насколько мне известно, окончательно был принят именно первый вариант.


Изначально наземных вестибюлей «Смоленской» было два: восточный Андриевский разместил в центре Смоленской площади – как раз посредине Садового кольца, а западный – в районе Николощеповских переулков, которые целы и сегодня. Трудно сказать, о чем при этом думали градоначальники, утверждавшие размещение станций, но несчастный восточный вестибюль, так похожий на «Кировскую», снесли почти сразу после открытия: уже… в 1937 году! Причина простая: расширение Садового кольца!

Действительно, глядя на сегодняшнее сумасшествие Садового кольца, трудно представить себе толпы народу в его центре. Но западный вестибюль, казалось бы, мог ни о чем не беспокоиться: его хата была с краю. Однако же в середине пятидесятых его также ликвидировали: сегодня этом месте стоит огромный дом с башенкой – загадочное нестандартное сооружение И.В. Жолтовского. Именно в него и встроили новый вестибюль.

А как же сама станция? Ей пришлось изрядно поволноваться за свою судьбу. Поначалу все было более-менее спокойно: вестибюль посреди Садового кольца сломали, но он, как тогда было принято, находился на значительном удалении от станции. Смысл в этом был простой: по наружному расположению вестибюля противник не должен был мгновенно вычислить местонахождение станционных путей и платформ. Поэтому от вестибюля под землей шел длинный коридор вдоль нынешнего Садового кольца, утыкавшийся в подземную галерею, которая тянулась параллельно станции к противоположным лестницам. Когда несчастный вестибюль уничтожили, коридор тоже стал ненужным – и его законсервировали. Но не сломали! Галерея тоже оказалась не у дел: ведь у станции остался только один вход с внешней стороны кольца. Поэтому выходы с нее на платформу замуровали, а галерее в 1959 году поручили новое задание…

Впрочем, мы сильно забежали вперед. Потому что еще в 1953 году «Смоленскую»… закрыли! А вместе с ней и всю ветку от тогдашней «Калининской» до «Киевской». «Смоленской» пришлось надолго – на пять лет– стать… подземным складом!

Как это возможно? Дело в том, что весь это участок был неглубоким – так называемого мелкого заложения. Да тут еще и Смоленский метромост у всех на виду… В общем, решили, что со стратегической точки зрения все это надо переделывать: вместо прежних 8 метров углубились примерно на 50. Именно на такой глубине расположена станция "Смоленская" Арбатско-Покровской линии, которую открыли в 1953 году.

А затем начальство опять передумало… Главный начальник, торжественно открыв великолепную станцию «Киевская», неожиданно начал борьбу с излишествами. Получилось почти как с теми зодчими, которые когда-то построили красивый храм и за то лишились зрения: чтобы не было в мире ничего лучше! В общем, 7 ноября 1958 года «Смоленскую» мелкого заложения открыли снова… А Филевской линии на долгие годы пришлось стать скопищем откровенно примитивных станций: «Студенческая», «Кутузовская» и т.п.

По этой лестнице раньше можно было попасть на галерею. Теперь она никуда не ведет.

С той поры в московском метро так и соседствуют две пары станций с одинаковыми названиями, между которыми нет никаких переходов. Это «Смоленская» и «Арбатская». Порой путаются даже москвичи. Почему их до сих пор не переименовали – дело темное.

Знаменитый дом с башенкой архитектора Жолтовского. Внизу -- нынешний вход на ту самую "Смоленскую"

Да, а как же галерея? А вот как: в 1959 году ей довелось стать первым в Москве… подземным пешеходным переходом!

Когда-то это была галерея, по которой пассажиры могли попасть на платформы "Смоленской" -- в любой ее конец

Переход выглядит необычно: он непривычно глубокий и довольно странно смотрится:. Шаг колонн то и дело меняется, а в стене расположена неприветливая стальная дверь.

А вот и дверь в прошлое. Раньше там находился проход к вестибюлю "Смоленской", расположенному посреди Садового кольца. Сегодня там то, что называют служебными помещениями. Знатоки уверяют, что там тир

Эти двери скрывают то, что некогда было проходом в упомянутый выше коридор. Самое любопытное, что их частенько открывают, но не для посторонних. Там… стреляют! Но не пугайтесь: в бывшем коридоре, ведущем на уничтоженный вестибюль, теперь находится ведомственный тир!

Здесь из-под ваших ног выскакивают поезда на Смоленский метромост

Когда ветку протянули до Киевского вокзала, появился метромост.

Ну, это понятно -- чтобы не лазили. Метромост - это режимный объект.

Возле этого моста честный Деточкин когда-то перепиливал капкан, установленный злобными Семицветовыми. Но к метро прямого отношения это уже не имеет...

Подпишитесь на «За рулем» в