Если столкнулся с велосипедистом, всегда ли виноват водитель?
Многие водители недолюбливают велосипедистов: дескать, носятся как угорелые где попало, выскакивают на дорогу в самых неожиданных местах и вообще всячески попирают правила дорожного движения и нормы поведения. А случись что, отвечать перед законом придется водителю, который управляет источником повышенной опасности. Ведь с велосипедиста взятки гладки. Или это не так?
На самом деле велосипедист – это полноправный участник дорожного движения, и согласно правилам, он обладает иными правами, нежели пешеход. А все потому, что скорость передвижения велосипеда значительно выше. Именно поэтому ПДД требуют, чтобы на пешеходном переходе (а именно здесь в большинстве случаев происходит незапланированная встреча авто и вело) двухколесный спешивался со своего транспортного средства – в этом случае он превращается в пешехода. Понятно ведь, что внезапно свернувший с обочины или выскочивший с тротуара на переход велосипедист не позволит водителю вовремя остановить автомобиль, даже если будет вовремя обнаружен. Так что важно понимать: если в момент пересечения траекторий на переходе человек шел пешком, везя велик рядом с собой, то вина полностью ляжет на человека за рулем авто. Однако если велосипедист в этот момент ехал, то с высокой долей вероятности он может быть признан виновным – если, конечно, водитель был внимателен и действовал строго в рамках правил.
Еще одно распространенное ДТП с участием байка часто связано с выездом автомобиля на дорогу с прилегающей территории – например, из двора на улицу с оживленным движением. Если в этот момент двухколесный ехал по проезжей части, то к нему претензий нет: он действует согласно велению ПДД, и в случае столкновения все бремя ответственности будет лежать на неосторожном автомобилисте. Но ежели повелитель велосипеда мчал по тротуару вдоль проезжей части, и выскочил с тротуара перед автомобилем, то инспектор вполне может признать виновным велосипедиста. Логика здесь такая: поскольку движение транспортных средств по тротуару запрещено, водитель авто, опять-таки, может банально не успеть среагировать на появление внезапной и чрезвычайно стремительной помехи там, где ее по определению быть не должно. Не хочется говорить банальные вещи, но вовремя схваченный за рукав свидетель вашей правоты, равно как и работающий видеорегистратор, помогут привлечь двухколесного к ответственности.
А как быть с новомодными самокатами, гироскутерами и прочими электрическими объектами вроде моноколес? Теоретически те из них, что наделены парой колес, могут быть истолкованы как велосипед или мопед (это зависит от мощности мотора и максимальной скорости), однако представители ГИБДД обладателей такого рода техники равняют с пешеходами со всеми вытекающими последствиями, порой крайне неприятными для водителей.