Полный газ
Собственно, перевести на газ можно любой автомобиль, что давно и с успехом делается. Есть фирмы, устанавливающие и обслуживающие автомобильное газовое оборудование, есть немало машин, бегающих на газе. Но это в некотором роде приспособленчество, и рассчитанный под бензин мотор не позволяет в полной мере реализовать «газовый потенциал». Другое дело, когда автомобиль изначально создается под работу на газовом топливе.
Как это сделано
Внешне это обычный Caddy, и обнаружить, что он работает не на бензине и не на солярке, снаружи можно лишь по надписи EcoFuel на задней двери. Если, конечно, знать, что сия надпись означает. Но под полом грузового отсека прячутся четыре газовых баллона, в которые умещается 26 кг природного газа. Есть еще 11-литровый бак для бензина, без него никак: двигатель запускается именно на бензине и лишь потом, по достижении определенной температуры, переходит на газ. Переключать ничего не нужно, все делается автоматически. Количество оставшегося топлива отражается на приборной панели: уровень бензина при помощи линейной диаграммы, а остаток газа пересчитывается в запас хода в километрах, и эта информация выводится на дисплей. Двухлитровый двигатель имеет необычно высокую степень сжатия 13,5:1, в то время как бензиновые моторы редко «зажимают» больше 11. Более высокие антидетонационные свойства газа позволяют сильнее сжимать горючую смесь и как следствие увеличивать КПД двигателя. Но дворовых гонщиков просьба не возбуждаться – несмотря на рабочий объем в 2 литра, мотор выдает всего 108 л.с., так как газ легче бензина и в камеру сгорания его умещается меньше, отсюда и скромные мощностные показатели.
Насколько надежно
Многих пугает наличие газового баллона в автомобиле: а ну как рванет. И хоть газовые машины горят не чаще бензиновых, производители постарались максимально обезопасить Caddy. Кроме электромеханических запорных клапанов вентили баллонов снабжены термопредохранителем и ограничителем расхода газа, который не допускает бесконтрольной утечки, например при повреждении трубопровода. Еще установлен резервный запорный клапан, препятствующий обратному оттоку газа из баллона. Весьэтот комплекс мер, по заверениям производителя, делает Caddy EcoFuel таким же безопасным, как и его бензиновый собрат. Еще один нюанс: в качестве топлива здесь используется природный газ метан, а не смесь пропана и бутана, являющегося побочным продуктом нефтепереработки. Метан, в отличие от пропанобутановой смеси, легче воздуха, поэтому быстро выветривается, не скапливаясь в подвальных помещениях и не угрожая взрывом. Тоже важный фактор, если учесть, что за границей машины, работающие на пропанобутановой смеси, не пускают на подземные парковки.
Как едет
Газовый фургончик трудился в нашей редакции две недели без выходных. Он развозил газеты, целыми днями шнырял по городу, выполняя разные хозяйственные задачи, в выходные успел съездить в магазин строительных материалов, откуда привез краску и прочие тяжести для ремонта. Словом, было время понять, чем он хорош, а чем не очень. Мощности мотора оказалось достаточно: даже полностью загруженный Caddy EcoFuel не отставал от городского потока. Правда, это заслуга не только двигателя, но и коробки передач со сближенным рядом и короткой главной парой. Заточенная под городские условия трансмиссия позволяла сохранять приличную динамику разгона, но передачи приходилось переключать довольно часто. К слову, делать это нетрудно, механизм переключения работает четко и легко. За городом преимущества такой коробки оборачиваются минусами: уже на скорости 80 км/ч нужно включать пятую, а на 100 км/ч в салоне становится довольно шумно – стрелка тахометра забирается за отметку 3000 об/мин. Но этот минус относительный – машина предназначена для развоза товара по городу, а не для дальних вояжей. В актив следует занести и легкий руль, благодаря чему маневрирование в тесных дворах не напрягает. Понравились большие боковые зеркала, ориентируясь по которым, кроме всего прочего, удобно ездить задним ходом.
А что же газ? Главное было разведать, где в Москве «метановые» заправки (см. карту на с. 31). А дальше сплошное удовольствие: полный бак обходился в 100 рублей, а проехать на нем можно даже с грузом по московским пробкам 320–350 км. На бензин бы ушло не меньше 600 рублей. И на этом фоне уже не кажется проблемой, что заправки не на каждом углу и что запаску девать некуда, потому что под полом все занято баллонами. В конце концов, если в соответствии с назначением машины далеко от дома не уезжать, запасное колесо можно вообще с собой не возить. В крупном городе это не проблема, особенно если таких машин в компании несколько – в крайнем случае, коллеги всегда придут на помощь.
Есть ли смысл?
Да, место под запасное колесо съедено баллонами. Да, в Москве, а уж тем более в России, заправок с природным газом немного. Но их расположение в крупных городах несложно узнать, и маршрут можно планировать так, чтобы бак не опустел. Зато при пробеге в 50 000 км, а это для развозной машины годовая норма, только на топливе можно сэкономить порядка 80 000 рублей. Таким образом, разницу в цене между бензиновым и газовым автомобилями, которая составляет примерно 115 000 рублей, можно вернуть быстрее чем за 1,5 года. А дальше экономить.
Но это еще не все. Газовые автомобили практически не выделяют частиц сажи, являющейся канцерогеном и способной вызвать рак легких. По сравнению с бензиновыми они выделяют впятеро меньше угарного газа и окислов азота и вчетверо меньше углеводородов, содержащих метан, который, как известно,ядовит. Вот бы этим аспектом заинтересовалось правительство, как минимум московское, и ввело бы льготы по налогам для тех, чьи машины работают на газе. А одновременно приняло бы и начало реализовывать программу строительства сети газовых АЗС. Если бы один только коммерческий транспорт перевели на газ, насколько легче мы все задышали бы. А ведь еще и деньги бы сэкономили.