Два лица одного автомобиля
Размышления перед поездкой
Cадясь за руль собственного авто, мы уже знаем, как автомобиль ведет себя в той или иной ситуации, что можно себе позволить на дороге, а что нет. В этом разрезе попробуем смоделировать типичный образ внедорожника: большой, валкий, мощный, солидный. На таком автомобиле надо вальяжно дефилировать по улицам города и полным уверенности голосом говорить на заправке: «Полный бак 95-го, сдачи не надо!»
Чтобы в полной мере оценить автомобиль, на нем необходимо поездить минимум несколько дней, а в нашем распоряжении всего несколько часов. Поэтому программа плотная: проедем по улицам Ульяновска, покатаемся на трассе и испытаем машину в экстремальных режимах.
В городе
Для начала покатались по разным дорогам, начиная от ровных и широких улиц Рябикова и Московского шоссе и заканчивая разбитой не чищенной от снега Хваткова. Само собой, не забыли о трамвайных переездах.
Для уверенного передвижения по городу Prado предлагает водителю полный арсенал средств: АКП, гидроусилитель руля, тяговитый двигатель и ряд электронных систем, обеспечивающих комфорт и безопасность. Очень удобные большие зеркала заднего вида позволяют четко чувствовать габариты автомобиля. К концу тест-драйва менеджер автосалона даже начал беспокоиться: не слишком ли близко мы проезжаем от соседних машин при обгонах?
Трамвайные пути – эксклюзив ульяновских дорог. На легковом автомобиле для успешного их преодоления есть лишь один верный способ: скорость 5 км/ч. Быстрее только с риском для автомобиля.
Но Prado проявил себя отлично, чему способствовали длинная база, 17-дюймовые колеса и настройки независимой пневмоподвески.
Попробовали и резвый светофорный старт. Конечно, автоматическая КП и противобуксовочная система сглаживают разгонную динамику. Нажал на педаль газа, «автомат» полсекунды подумал, потом машина как-то спокойно начала разгоняться. Изоляция от внешних шумов и комфортная подвеска даже не намекают, что почти 3 тонны автомобиля разгоняются до сотни менее чем за 10 секунд. И только потом замечаешь, что все машины остались позади.
На пути нам неоднократно встречалась сезонная разновидность «лежачих полицейских» – ледовые. Веселее всего было пассажирам сзади: американские горки отдыхают. Для водителя же ничего экстраординарного: ехал, переехал – никакого намека на пробой подвески или потерю управляемости.
Но больше всего понравилось прохождение поворотов. Машина идеально повернула с Ефремова налево на Промышленную со скоростью 40 км/ч. Только звук такой, словно то ли по пластиковой бутылке проехал, то ли кусок снега между колесами задел днище. И лишь позже менеджер автосалона заметил, что не надо входить по льду в крутые повороты на такой скорости, еще и с притормаживанием на дуге виража. Оказывается, обеспечивая устойчивость, звук издавали аж четыре электронных помощника: антиблокировочная система (ABS), система распределения тормозных усилий (EBD), система экстренного торможения (Brake Assist) и система курсовой устойчивости (VSC).
За городом
Быстро и вальяжно – эти на первый взгляд противоречивые определения наиболее точно характеризуют Toyota Land Cruiser Prado на трассе. Скорость практически не ощущается, просто опускаешь глаза к спидометру и обнаруживаешь, что разогнались свыше 120 км/ч... На обледенелой трассе да на нешипованной резине – это, наверное, чересчур. Управляемость отменная: при выезде одной стороной на слегка рыхлый снег никакого намека на изменение траектории, несмотря на разницу покрытий и порывистый боковой ветер. Кстати, специально для загородных поездок в машине предусмотрен круиз-контроль: выставил крейсерскую скорость и душу греют мысли о сэкономленном топливе.
Экстрим
Однако внедорожник создан отнюдь не для тепличных условий эксплуатации. За эсктримом мы отправились на Ульяновский автодром (рядом с вещевым рынком в районе аэропорта). Наш Prado ждала серия испытаний: «лосиный тест» (объезд внезапно возникшего препятствия), экстренное торможение, дрифт (управляемый занос), проезд по снежной целине и диагональное вывешивание.
Для получения максимального удовольствия включаем режим подвески «Спорт». После поворота переключателя ждем 30 секунд: подвеска Prado на пневмоэлементах, имеющих четыре режима работы – от максимального «Комфорт» до жесткого «Спорт». В автоматическом режиме (город/трасса) в зависимости от скорости электроника сама выбирает оптимальный вариант, а при ручном переключении приходится подождать, пока система стравит воздух из пневмоэлементов. Нажатием кнопки моментально блокируется межосевой дифференциал и отключается система курсовой устойчивости.
«Лосиный тест», экстренное торможение и дрифт проводились на асфальтированной площадке, покрытой местами обледенелым укатанным снегом. «Лосиный тест» проходил по упрощенной схеме: три фишки в ряд на расстоянии 13 метров друг от друга, скорость на входе – 40 км/ч. Prado оказался на высоте: в начальном вираже небольшой снос, затем, при сбросе газа, заныривание в левый поворот. При перекладке руля (именно в этот момент наиболее вероятна потеря контроля) возникает небольшой занос, который легко устраняется снижением тяги двигателя. При выходе на первоначальную полосу движения главное – вовремя повернуть руль влево, иначе возможен вторичный занос задней оси. При этом крены вполне умеренные, ощущение, что вот-вот перевернешься, не возникает. Необходимо отметить, что такое поведение автомобиль демонстрирует при отключенных системах контроля. Если же проходить тест с включенной системой курсовой устойчивости, то электроника идеально справляется с резким изменением траектории и, поочередно подтормаживая колеса, позволяет уверенно объехать «лося». Филигранно, но… Скучно. Однако в городских условиях я бы систему не отключал, все-таки безопасность прежде всего.
Зимний дрифт на внедорожнике – это что-то! Нешипованные шины и скользкое покрытие дают о себе знать. Почти трехтонная машина начинает на скорости скользить то правым, то левым боком. При этом благодаря межосевым и межколесным блокировкам машина полностью контролируема. Лично я полчаса ловил кайф от такого принудительного мотания. А потом решил пойти на эксперимент – включил режим подвески «Комфорт». И машина сразу стала грустной – начались уводы, большие заносы, рулевое управление стало более вялым. На отрезке, где в спортивном режиме сделал три перекладки, в комфортном еле сделал одну. Короче, если хочется впрыснуть адреналин – выбирайте режим «Спорт», не пожалеете. «Комфорт» же скорее для ежедневнойезды по городу.
Испытание на экстренное торможение позволяет оценить работу сразу трех систем: антиблокировочной, распределения тормозных усилий и системы экстренного торможения. Тормозили со скорости 50 км/ч. Педаль тормоза от работы АBS начинает, естественно, подрагивать, автомобиль прогнозируемо замедляется, сохраняя при этом прямолинейную траекторию. Стабильно и, главное, безопасно! Несмотря на нешипованные шины и скользкое покрытие, автомобиль успешно справился с этим заданием. А потом наступило самое интересное... В конце концов, внедорожник у нас или нет?!
Сорокасантиметровый свежевыпавший снег против Toyota Land Cruiser Prado. Включаем блокировку, пониженный ряд в раздаточной коробке – и вперед! Автомобиль уверенно гребет всеми колесами, поднимая облака снежной пыли, и четко движется вперед. Потом остановка в глубоком снегу и повторное троганье. Три минуты – и 100-метровый участок целины позади. Для красоты фотокадра решили попробовать посадить автомобиль. И это нам удалось – заехали на участок, где попеременно встречался рыхлый и утрамбованный снег толщиной около полуметра: машина на днище, колеса вхолостую перемешивают снег. Но то, что мы застряли, скорее недостаток шин, нежели самого автомобиля. Ведь тестируемый Prado был ориентирован на езду по городу, а мы его отправили в глубокий снег. Так что, выбираясь на природу, трезво оценивайте возможности шин и не ругайте потом автомобиль. Он свою работу выполняет честно.
А вот тест на диагональное вывешивание нам выполнить не удалось. Точнее, не удалось «подвесить» автомобиль. Максимальный перепад высот, который мы нашли, составлял всего 50 сантиметров. И Prado сохранял контакт с дорогой всеми колесами. Так что выводы делайте сами.
Салон
Если коротко: комфорт, оснащение и качество отделки соответствуют классу. Много места впереди и сзади. Плюс к этому огромный багажник, в котором, кстати, размещается еще два сиденья. Так что при желании этот внедорожник можно превратить в микроавтобус с шестью пассажирскими местами. Что же касается оборудования, то в большом, на две страницы, списке я попросту запутался. Есть все, начиная от аудиосистемы с девятью динамиками, чейнджером на шесть СD и кассетной (!) магнитолой и заканчивая бортовым компьютером с барометром, альтиметром и компасом. Руль с черными вставками из натурального дерева и кожи. Электроприводы сидений, стекол и зеркал, климат-контроль и дополнительный кондиционер для пассажиров второго и третьего рядов. Наверное, проще искать, чего в Toyota Land Cruiser Prado нет.
Подведение итогов
Prado сразу настраивает на неспешную и комфортную езду, присущую всему семейству Land Cruiser. Но это лишь до тех пор, пока не захочется добавить в кровь адреналина. Надо отметить, что этот автомобиль отлично справляется с обеими ролями: вальяжного джентльмена, гуляющего по бульвару, и неутомимого искателя приключений, которому все нипочем.