Скажи: «раз!»
ТЕХНИКА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: BMW SERIES 1
СКАЖИ: «РАЗ!»
АНАТОЛИЙ ФОМИН. ФОТО АВТОРА И БМВ
БМВ готов поступиться частью прибыли – цены на БМВ-116i в России
начинаются с 23 000 евро.
БМВ серии 1 еще не успел снять камуфляжных накладок, как журналистская братия с российских просторов уже приклеила к нему ярлык – «баварская копейка». Прозвище, кажется, прижилось – «единичка» звучит хуже. Первая серия вскоре появится на российских дорогах. Такое решение принято, возможно, немного спонтанно, но бесповоротно.
ПЯТЬ «ЗАЧЕМ?»
Для вторжения БМВ в новый класс нашлось немало причин – на них стоит остановиться подробнее. Во-первых, появилось место. Автомобили растут – и нынешний разрыв между «Мини» и «тройкой» в программе БМВ потребовалось заполнить. Во-вторых, класс компактных автомобилей в Европе самый популярный – каждый год продается 12 миллионов машин. При этом наибольшими темпами внутри него растут продажи престижных марок (это в-третьих).
В-четвертых, обеспеченные заказчики требуют удобства, качества и спортивности, с которыми давно ассоциируется продукция БМВ. И, наконец, индивидуальность – все БМВ серии 1 будут построены по заказам клиентов. Они способны привлечь не низкой ценой и скидками, а качеством, оригинальностью и индивидуальностью.
Примерно таков смысл речи члена совета правления БМВ профессора Бурхарда Гёшеля на презентации машины. С его доводами трудно спорить.
Почему первая серия, а не третья – «компакт», к чему уже привыкли? По сути, новый БМВ искусственно отделят от более крупных моделей. А удачный старт первой серии откроет возможность создать еще одно полноценное семейство со всем разнообразием кузовов и моторов.
ПЯТЬ «ПОЧЕМУ?»
Не секрет, что все современные автомобили в компактном классе – переднеприводные, с поперечным расположением двигателя. У многих есть полноприводные модификации, особенно с мощными двигателями. Первая серия от традиций БМВ не отступает: продольно расположенный мотор, привод на задние колеса, идеальная развесовка 50:50, максимально длинная база и широкая колея. Специалисты фирмы утверждают: только заднеприводный автомобиль в полной мере способен подарить «удовольствие от вождения», и в подтверждение приводят четыре доказательства.
Первое: заднеприводный автомобиль догружает ведущие колеса при разгоне, улучшая сцепление и уменьшая пробуксовку. Далее, компоновка со смещенным назад двигателем и агрегатами трансмиссии «в базе» уменьшает момент инерции относительно вертикальной оси, способствуя улучшению управляемости, особенно в S-образных поворотах. В-третьих, компоновка позволяет приблизить водителя к центру масс, обеспечив ему наилучшее «чувство машины». Наконец, передние колеса свободны от сил и моментов, связанных с тягой двигателя, и передают только «чистое» управляющее воздействие.
Все это справедливо с немаловажной оговоркой – для дорог и шин с высоким коэффициентом сцепления. На льду картина совсем иная.
Про пятое «почему» в толстой папке документации – молчок. Но нетрудно догадаться, что это технологическая причина. Производство БМВ рассчитано на продольное расположение двигателя и «фирменную» компоновку, о достоинствах которой сказано выше.
Завод БМВ в Регенсбурге, выпускающий автомобили с 1986 года, – самый большой среди десятка производств компании. Здесь делают все машины третьей серии – седаны, купе, кабриолеты, универсалы – и спортивные модели М3. А летом 2004-го на единственном сборочном конвейере появилась и 1-я серия.
Список дополнительного оборудования БМВ первой серии внушителен: это и непременная климатическая установка, и дверные ручки с подсветкой, и ключ зажигания с памятью индивидуальных настроек и технического состояния машины, соединение для мобильного телефона Bluetooth, сиденья с пневматическим регулированием профиля, стеклянный люк в крыше и еще сотни позиций.
СТО ДВАДЦАТЬ «i»
Пять темно-серых БМВ-120i ждут нас на стоянке у исследовательского центра в Мюнхене. Традиционной «битвы за…» не будет – все машины в одинаковой комплектации: навигационная система, I-Drive, механическая коробка передач, двухлитровый бензиновый Valvetronic – мотор с бесступенчатым регулированием не только фаз, но и подъема клапанов. В навигационную систему заведены координаты точки, куда надлежит вернуться к шести вечера – впереди целый день и восхитительные пейзажи южной Баварии.
Тем, кто знаком с БМВ, усесться в «сто двадцатую» будет несложно – схема регулировки сиденья такая же. Привыкшие к другим маркам водители могут путаться в боковых рукоятках. А вот управление пневматическим подпором спинки продумано безукоризненно. Сначала выбираем нужный подпор под поясницу, затем обжимаем спину с боков. Результат – спинка по фигуре и 70-, и 100-килограммовому «драйверу».
Первые впечатления от езды по городу – к автомобилю не нужно привыкать. Отличная маневренность, великолепные тормоза, хорошая динамика, тяговитый двигатель – все это плюсы. Обзорность на уровне современных конкурентов. Увы, нормы пассивной безопасности ныне заставляют утолщать стойки крыши. Своеобразной формы внутреннее зеркало поначалу вызвало недоумение, но вскоре убедило – даже с прямоугольным стеклом обзор назад лучше не станет. Боковые зеркала могли быть более «широкоэкранными». Жаль, что ради эффектной внешности порой идут на компромисс….
Впрочем, недостаток обзора в задней полусфере восполняет «парктроник» с индикацией на дисплее I-Drive. Он непременно поднимет тревогу, если вы попытаетесь наехать на низенькие столбики парковки. Шестиступенчатая коробка передач действует, словно затвор винтовки: четко и с внятным усилием. Ходы рычага, правда, великоваты для динамичного автомобиля, хочется покороче. Двухлитровый Valvetronic везет и с холостых оборотов, но явно любит правую половину тахометра. Только тогда его реакция на газ становится быстрой, а голос – неожиданно запоминающимся для рядной «четверки».
Несмотря на 150 «лошадей» под капотом, разгон БМВ-120i по автобану не кажется впечатляющим. Автомобиль ровно и уверенно набирает обороты, раз за разом укладывая стрелку тахометра на границу красной зоны. И все же в заявленные 8,7 с до сотни как-то не слишком верится.
Шестьдесят километров автобана пролетают в считанные минуты – впереди узкие, заполненные машинами «ландштрассе». Обгоны тут удаются редко. Зато сможем оценить комфорт подвески. К сожалению (для нас), крупных дефектов покрытия в Германии не найти. Водосточный желобок на парковке подвески БМВ проглотили легко. А вот «стиральная доска» перед светофором (эти немцы тормозят на желтый, как ненормальные!) неожиданно встряхнула. Видимо, виновники – низкопрофильные шины «повышенной мобильности» с очень жесткими боковинами. Они позволяют проехать 150 км, даже если воздух выйдет полностью. Заменить их обычными нельзя – места под запаску тут не предусмотрено…
Извилистые дорожки среди холмов не дадут скучать водителю, даже если особо разогнаться негде. Не слишком быстрый руль БМВ позволяет без лишних движений прописывать плавные повороты и не напрягает на автобане. Классическому гидроусилителю рано сдаваться – его электрические аналоги пока не столь совершенны.
Теплый летний дождь вновь встречает БМВ-120i в Мюнхене. Поставить машину на стоянку, сдать ключи, не забыв напоследок глянуть на борткомпьютер. 7,8 л/100 км – неплохо для целого дня разъездов, включающих городские пробки и полторы сотни километров автобана со скоростью 150–160 км/ч. Пожалуй, за это можно простить «Вэлвтронику» кажущуюся вялость. Конечно, двигатель за 200 сил будет здесь вполне уместен, но ведь не секрет, что основу продаж составляют именно средние по мощности машины.
ДРУГОЙ
Рассматривать «единичку» можно и как альтернативу «Фольксвагену-Гольф» – разница в цене не очень велика. Но, пожалуй, важнее другое: даже самый маленький БМВ – все равно «настоящий», оригинальный автомобиль, не разделяющий шасси и агрегаты с массовыми моделями. Много стиля, аристократическое происхождение, нетипичная для класса компоновка, впечатляющая управляемость и огромный выбор комплектаций заставляют обратить на него внимание.