Toyota Prius. Время ненадолго обогнав
Во-первых, это первый в мире серийный гибрид – интереснейший автомобиль как с точки зрения устройства, так и длительной эксплуатации. Во-вторых, это подержанная иномарка со своими прелестями и недостатками, к тому же с правым рулем. Полтора года и 40 тыс. км эксплуатации достаточно, чтобы подвести окончательные итоги.
КАК ЗДОРОВЬЕ?
«Приус» почти не постарел за то время, пока наматывал тысячи километров на благо журнала. Лакокрасочное покрытие по-прежнему блестит, салон выглядит опрятно, живы подвеска и рулевое управление. Он дважды абсолютно честно и без замечаний проходил техосмотр на линии инструментального контроля.
После устранения серьезной неисправности, на месяц приковавшей «Приус» к стоянке (вышел из строя гидронасос, нагнетающий рабочее давление), тормозная система работала безукоризненно. Лишь поменяли передние колодки; задние в хорошем состоянии и у будущего владельца пройдут не одну тысячу километров, а с ними – диски и барабаны.
Безусловно, самое интересное и загадочное в «Приусе» – гибридная силовая установка. Однако никаких неприятных сюрпризов она не преподносила. Электрическая часть работает бесшумно и бесперебойно, не требуя внимания и обслуживания. Даже батареи, расположенные за спинкой заднего сиденья, до сих пор неплохо держат заряд. Двигатель внутреннего сгорания платит безотказностью за своевременную (каждые 10 тыс. км) замену масла и фильтров. После 30 с небольшим тысяч километров появились еле заметные перебои в системе зажигания – пора менять свечи.
Небольшую течь антифриза устранили, подтянув разболтавшуюся сливную пробку – уровень в бачке перестал падать. Масла бензиновый двигатель потребляет немного и только на высоких скоростях. Если точнее, четырехлитровой канистры синтетики «Кастрол» 5W30 всегда хватало для смены (около 3 л) и на долив.
СКОЛЬКО СЭКОНОМИЛИ?
Если вы собираетесь покупать подержанный гибрид только ради экономии топлива, лучше сразу откажитесь. Паспортным расходом 4–5 л/100 км подержанный «Приус» порадует только в идеальном городе, лишенном пробок и сугробов, или на трассе при равномерной скорости 70–80 км/ч. Вспомните наш тест, где союз бензинового и электромотора одержал победу над конкурентами (ЗР, 2004, № 6) – условия на этих испытаниях невольно оказались самыми выгодными для гибрида. А реально?
Наша «Тойота» чуть больше половины жизни простояла в столичных заторах, а остальное время наматывала километры по пригороду и соседним провинциям, причем чаще не в самых экономичных режимах. Как результат, показатели выглядят лишь немногим лучше, чем у одноклассников из редакционного парка. Причем только тех, что с бензиновыми двигателями – даже дизельные «Жигули» с далеко не идеальной экономичностью требовали на 0,2 л/100 км меньше горючего.
«Приус» не дал сэкономить и на обслуживании. На первых 20 тыс. км (за семь месяцев) он освоил около 70 тыс. рублей из редакционного бюджета – совсем немало! Почти все работы выполняли в нашем техцентре. Пришлось разориться на фары с европейским светом и дорогие (иных не найти) покрышки. Недешевый и непростой ремонт был лишь единожды, когда отказал гидронасос тормозной системы – за «бэушный» узел выложили около 9 тыс. рублей.
Зато потом «Приус» взялся за ум и просил раскошелиться только на масло, фильтры и другие расходные материалы. Потому и окончательный показатель вышел не столь пугающим – каждый километр на гибриде, включая затраты на обслуживание и топливо, обошелся в 2,91 руб. Много это или мало – решайте сами.
ПОНРАВИЛОСЬ?
Все, кроме затрат. Но платить, поверьте, есть за что. Во-первых, «Приус» – автомобиль, пусть ненадолго, но обогнавший время, а значит интересен многочисленными техническими изюминками. Например, не одну тысячу километров проедет владелец, пока разберется, как работает гибридная силовая установка. На наш взгляд, желание обзавестись средством транспорта – недостаточный повод для приобретения именно этой машины: ее владелец должен обладать любознательностью и тягой к необычному.
При всей внутренней сложности у «Приуса» очень мягкий и покладистый характер. Плавными и спокойными движениями, доброжелательной обстановкой в салоне, тихой работой всех систем он успокоит даже явного холерика. Пожалуй, этот автомобиль – лучшее средство от стресса и тревог.
А купил бы я «Приус»? Часто задавался этим вопросом. Конечно, да, причем даже с правым рулем и солидным пробегом… Но только в одном случае: если бы не был практичным человеком.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Фото 1. Оригинальные передние колодки на многих японских автомобилях ходят 30–50 тыс. км. На «Приусе» их ресурс в полтора-два раза больше: ведь тормозить гибриду помогает электродвигатель в режиме рекуперации. >
Фото 2. На подержанных автомобилях часто встречаешь порванные пыльники амортизаторных стоек. «Приус» – не исключение. Поменять их вполне по силам умеющему орудовать гаечным ключом – принцип такой же, как, например, на переднеприводных ВАЗах.
Фото 3. Штатные узкие покрышки размерностью 165/65R15 на наших дорогах не жильцы. Даже в Москве ездишь аккуратно на более широкой резине 185/60R15, которая впритык умещается в колесных нишах. Зато на них «Приус» реже цепляет пузом, а повредить под ним есть что
.
Фото 4. Основные расходные материалы (фильтры, приводные ремни, свечи зажигания) на «Тойоту-Приус» в крупных городах купить несложно, как «родные», так и неоригинальные. Неходовые запчасти, как и для большинства иномарок, приходится заказывать.
Изготовитель: «ТОЙОТА», Япония
Год выпуска: 1998
В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: с декабря 2003
Пробег на момент отчета: 40 тыс. км
Общий пробег: 176 тыс. км
Предыдущие публикации в журнале: 2004, № 3, 6, 12