Тест BMW M5. Гонка вооружений
БМВ М5 ведет родословную с августа 1988 года, а все, что было до этого, не считается. Хотя БМВ-535i, БМВ-2500 – все это старая идея «большого мотора» в комфортном седане, но история М5 – нечто иное….
У первого БМВ М5 было всего 3,5 л, шесть цилиндров и 315 л.с. – для конца восьмидесятых это впечатляющие цифры. После «апгрейда» в 1992 году сил стало 340. А спустя еще шесть лет новое поколение БМВ М5 оснастили V-образной «восьмеркой» мощностью 400 л.с.
Именно такой автомобиль побывал на редакционном тесте три года назад. Тогда большой комфортабельный седан успешно преодолел 1 км с места меньше чем за 25 секунд – это граница, которая условно отделяет просто быстрые машины от суперкаров. Отличное шасси БМВ пятой серии, пятилитровый мотор в 400 «лошадей». Казалось, нужно ли дальше наращивать вооружение? …За окнами снова поздняя осень и первые морозы. На редакционном дворе новый БМВ М5. Только бы успеть оценить динамику самой мощной «пятерки», пока на дороги полигона не лег снег! Ведь теперь под капотом на 100 с лишним сил и два цилиндра больше.
…И НИКАКОГО НАДДУВА!
Только о моторе БМВ М5 можно рассказывать до конца журнала. Очень редко двигатель для «топового» автомобиля создают с нуля, однако этот ничего общего с ранее выпущенными моторами БМВ не имеет. Сам подход спортивного подразделения БМВ «Моторшпорт» к созданию двигателей исключает «грубую мощь». Никакого наддува, только высокооборотные бензиновые моторы с индивидуальными дроссельными заслонками для моментального отклика на педаль. Изменяемые фазы, настроенный выпуск, регулируемый впуск, сложнейшая система смазки, гарантирующая отсутствие «масляного голодания» при перегрузках 1,2 g…
Десять цилиндров нового двигателя БМВ М5 – не прихоть конструктора, а необходимость. При пятилитровом объеме и ограничении на 8250 об/мин он выдает максимальную мощность при 7750 об/мин. С восемью цилиндрами средняя скорость поршней перевалила бы за 25 м/с – на сегодняшний день это технологический предел для надежного мотора, пригодного к длительной эксплуатации.
С одного литра рабочего объема получают крутящий момент 104 Н.м – попробуйте отыскать безнаддувный мотор с такими характеристиками! Максимум момента – после шести тысяч, но насчет нехватки тяги на малых оборотах волноваться не стоит: 5 литров «не везти» не могут…
ПРОБУЖДЕНИЕ
Поворачивая ключ (да, самый обычный ключ), я ожидал столь же обычного пуска. Неожиданно раскатистый рокот в салоне и высокие, почти 2000, обороты поначалу удивили. Но когда послушал мотор снаружи…. Вы когда-нибудь были на репетиции большого симфонического оркестра? Звуки, которые издает двигатель М5 сразу после холодного пуска, можно сравнить только с пробой духовых. От силы минута, и обороты падают, слышно лишь басовитое бормотание сонного мотора.
Голос М5 вообще на редкость запоминающийся. Поскольку искровые промежутки «десятки» с углом развала цилиндров 90° неравномерны, одинаковые «ноты» получаются лишь на каждом пятом обороте двигателя, что добавляет его хрипловатому рокоту медленную низкочастотную пульсацию. Узнать вокалиста сможет каждый – настоящий «высший пилотаж» доводки!
«ДИНАМА»
На жаргоне испытателей это динамометрическая дорога автополигона – так короче. На улице все-таки +1, но сухо. Проводить замеры при такой температуре не полагается, но назавтра уже обещают снег…
«Сел и поехал» – это не про М5. Здесь требуется настроить под себя все: от жесткости боковых упоров сиденья с пневмоэлементами до режима работы амортизаторов и отклика двигателя на педаль. Кстати, в стандартном режиме под капотом не 507, а только 400 «лошадей». Чтобы бросить в атаку резервный эскадрон, надо нажать кнопку «Power». А чтобы вызвать полный набор спортивных настроек – «М» на руле.
Холодный воздух помог бы поставить рекорд мотору с турбонаддувом, но для БМВ М5 решающим, похоже, стало сцепление колес с дорогой. Широченные «Континенталь Спортконтакт 2» 285/35R19 при отключенной противобуксовочной системе истираются в дым даже на третьей передаче. Под фортиссимо четырех выхлопных труб черный БМВ раз за разом штурмует рекордные показатели. Паспортные 4,7 с до сотни не даются. Впрочем, обижаться на приборы не стоит: чуть больше пяти секунд до 100 км/ч, две сотни за 14 с и упор в 260 км/ч (спидометр показывает 270) менее чем через 25 секунд после старта. По сравнению с прежней версией БМВ М5 удалось сбросить 0,7 с до сотни и полторы секунды на километре с места – есть чем гордиться!
Это самый быстрый автомобиль, когда-либо побывавший на наших тестах. Настолько быстрый, что пятикилометровая дорога для разгона ему не нужна – полутора километров достаточно, чтобы достичь ограниченной «максималки». Для максимально эффективного (и эффектного) старта в трансмиссии БМВ М5 есть режим «лонч контрол» (Launch Control) – тогда она сама будет переключать передачи на максимальных оборотах и предельно жестко.
Позади ракетные старты и повороты с запредельными ускорениями, шипение сгорающей резины и езда боком. Теперь – строго по правилам. В БМВ М5 с семиступенчатой коробкой SMG III можно переключать передачи как автоматически, так и рычагами на руле. Не ищите педаль сцепления и обычную кулису – эту коробку передач спроектировали только под автоматизированное управление. Есть шесть автоматических и пять ручных режимов переключения. Самый мягкий «автомат» трогает со второй и переключает в темпе пожилого таксиста, который в промежутках между двойным выжимом затягивается папиросой. Самый «резвый» переключается с заметным рывком и держит пониженные передачи.
Но лишь в ручных режимах БМВ М5 отвечает ожиданиям – здесь все безукоризненно, включая «перегазовки» на переключении вниз. На этой машине вполне можно ездить и медленно. И даже по не очень хорошей дороге: комфорт подвески в «расслабленном» положении амортизаторов – на уровне рядовых моделей БМВ.
ГДЕ ПРЕДЕЛ?
Кому адресован более чем 500-сильный седан БМВ? Для квалифицированного управления М5 с отключенной электроникой DSC требуется, как минимум, гоночная лицензия класса «С». Здравого водительского смысла и умения корректировать занос недостаточно – скорости не те. Посему рекомендуем не выключать DSC.
«Гонка вооружений» неизбежна. Пускай ее плодами невозможно воспользоваться в повседневных условиях, но само обладание суперавтомобилем практичного формата – безусловный элемент престижа. Цена? 119 тысяч евро (140 тысяч долларов) только за автомобиль. Важно включить в нее и затраты на собственное обучение – иначе выйдет слишком дорого…
P.S. Как нам стало известно, БМВ выпустила специальную программу для М5, подняв планку до 305 км/ч.