Авторынок России восстановится не скоро
Аудиторская и консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC), прогнозирует объем автомобильного рынка в РФ в 2010 году на уровне 1,3-1,6 млн машин, передает сегодня "Интерфакс-Экономика".
Статистика PwC учитывает продажи новых легковых автомобилей, а также подержанных машин.
Согласно данным PwC, в 2009 году в РФ было продано 1,402 млн автомобилей (на 56% меньше, чем в 2008 году). Общий объем автомобильного рынка в России в 2009 году составил в денежном выражении $26,8 млрд, что на 61% меньше, чем в 2008 г.
Импорт подержанных автомобилей в 2009 г., согласно данным PwC, сократился на 97%, до 12 тыс. против 395 тыс. годом ранее. Ввоз новых машин уменьшился на 57%, до 640 тыс. против 1,5 млн в 2008 году.
При этом продажи новых иномарок российского производства в РФ упали на 38% - с 580 тыс. до 360 тыс. машин, российских марок - на 44%, с 700 тыс. до 390 тыс.
Партнер PwC Стенли Рут также отметил такую особенность работы российских дилеров как ориентированность на получение прибыли исключительно от продажи новых автомобилей, в то время как в странах Европы большая часть выручки дилеров приходится на другие услуги, такие как послепродажное обслуживание и реализацию подержанных машин (в Великобритании, например, это генерирует более 70% выручки дилеров).
По мнению С.Рута, это основной фактор, из-за которого российские дилеры пострадали от снижения спроса на новые автомобили в 3 раза сильнее, чем в Европе. "Выходом в данной ситуации может быть переориентация нынешних дилеров на постгарантийное обслуживание автомобилей, которых было много продано в предыдущие несколько лет", - считает он.
Согласно прогнозам PwC, российский рынок вернется к уровню 2008 года через 5 лет, когда продажи достигнут примерно 2,8 млн автомобилей. "Мы не ожидаем в ближайшем будущем быстрого восстановления рынка в основном по следующим причинам: запасы, продававшиеся с большими скидками, значительно снизились, безработица остается высокой, а уверенность потребителей - низкой", - сказал он.
Перспективы насыщения рынка по версии экспертов PwC несколько более отдаленные. "Мы по-прежнему считаем, что российский рынок имеет огромный потенциал, но путь к этому будет более долгий. Уровень насыщенности населения автомобилями (400 машин на 1 тыс. человек) может быть достигнут к 2025 году, когда утилизация составит 6%", - считает Стенли Рут.