Toyota Prius III: На голодном пайке

Знакомство с Toyota Prius III. Перспективы на российском рынке.

Несмотря на то, что уже не первый год электромобили занимают лучшие места на подиумах международных автомобильных салонов, до завоевания рынков им еще далеко. Еще недавно эти разработки подстегивал стремительный рост цен на нефть, но сегодня ситуация изменилась, и без законодательного давления «зеленых» ДВС еще долго бы оставался бы единственным «сердцем» авто.

По данным недавнего опроса на сайте zr.ru, в ближайшем будущем наиболее перспективны гибридные автомобили – так считает 41% проголосовавших. Второе место делят традиционные ДВС, работающие на бензине и дизельном топливе (по 17% голосов), на третьем – электромобили (12%). Прочие виды топлива для ДВС наши читатели не считают перспективными: сжиженный и природный газы, а также этанол и его смеси набрали всего по 3-5% голосов.

Голубой цвет стал для Toyota символом экономичности. К 2020 году компания планирует все модели выпускать в гибридном варианте.
Новый Prius стал ниже, линии - проще, но несмотря на большие поверхности, он не выглядит перетяжеленным. В Женеве под капот журналистов так и не пустили - отсоединили тросик отпирания капота.
В новом Prius сзади просторнее за счет смещения назад линии крыши. Аэродинамика при этом даже немного улучшилась, хотя автомобиль в сечении и пополнел.
На руле нового Prius - кнопки управления многофункциональным дисплеем.
Перчаточный ящик маловат, зато двойной. Вверху - индикатор отключения подушки безопасности пассажира.
Приборная панель космического аппарата только на первый взгляд непривычна. На самом деле и взгляд от дороги меньше отвлекается, и руль ее не перекрывает.
Спойлер на задней двери визуально продлевает линию крыши и улучшает обтекание воздушным потоком. Стекло будет оставаться чистым, хотя обзор через него все равно не ахти. Но не беда - в двери есть видеокамера.
Видеокамера для облегчения парковки - в пятой двери.
Огромная ниша запасного колеса позволяет разместить полноценную запаску. Для России она будет в стандартной комплектации.

Сегодня гибридные автомобили можно встретить во многих странах мира – от Европы до Нового света и Азии. Популярнейшая модель – Toyota Prius, в 2005 году, когда уже появилось второе поколение модели, американцы раскупали ее со скоростью один автомобиль в час, а всего на сегодняшний день в мире насчитывается более 1,7 млн. владельцев Prius. К 2010 году компания Toyota, родоначальница этого направления, планирует вывести на европейский рынок 10 новых гибридных авто, а к 2020 каждая модель Toyota будет оснащаться гибридной силовой установкой.

Однако гибридное будущее уже наступило и в России. Еще в 1997 на рынке страны восходящего солнца появился первый бензоэлектрический Prius (название так и переводится – идущий впереди). Вскоре эти автомобили вместе с прочим японским секонд-хендом просочились на Дальний восток, где их принялись осваивать методом «научного тыка и пристального взгляда», поломали множество копий (читай - аккумуляторов, контроллеров и электромоторов), но приручили-таки диковинную машину и к нашему климату, и к нашим дорогам. Позже на рынок официально пришли гибридные Lexus, но уже в совершенно другом статусе – дорогой и престижной игрушки.

И вот – премьера третьего поколения Prius на Женевском автосалоне, поколения, которое уже в этом году впервые официально придет в Россию. Экономичный гибридный автомобиль сегодня недешев, поэтому вряд ли стоит ожидать ажиотажного спроса, но интерес, безусловно, есть – и как к технической новинке, и как к товару: сколько прослужит, во что обойдется, будет ли ликвидным на рынке. В этом обзоре речь пойдет как о новом Prius, так и о гибридной программе компании в целом.

Основной принцип нового Prius – оптимальный баланс между комфортом, удовольствием от вождения и эксплуатационными расходами. Именно в угоду хорошей динамике японцы не стали экономить на литраже ДВС, увеличив его с 1,6 л (у прежней модели) до 1,8 л. Суммарная мощность гибридной силовой установки возросла до 134 л.с. (на 22%), возрос и крутящий момент. Вместе с тем, упал и расход топлива ДВС за счет оптимизации настроек и перераспределения основных режимов в диапазон более низких оборотов. А общий расход в комбинированном цикле составил 3,9 л/100 км, что соответствует рекордно низкому уровню выбросов для автомобиля D-класса – всего 89 г СО2 на километр.

Prius может ехать как отдельно на электротяге или ДВС, так и используя оба движителя. На остановках ДВС выключается автоматически (система Start&Stop). Несмотря на принципиальную схожесть двух поколений, 90% деталей гибридной установки спроектировано заново. Это и более компактный электродвигатель с большей отдачей (за счет увеличения оборотов), и новое навесное оборудование, не нуждающееся в приводном ремне: все узлы приводятся электромоторами. Добавим к этому более совершенную электронную начинку блока управления силовой установкой: ее КПД стал выше, а охлаждение компонентов – эффективнее, за счет прямого омывания их антифризом. Также появилась и система подогрева двигателя за счет тепла отработавших газов.

Новые очертания кузова не только придают модели современный вид, но и работают на улучшение аэродинамики: Сх снизился на 0,01 и достиг 0,25, уменьшился и шум. Заметим, на малых скоростях, когда ДВС не работает, автомобиль практически бесшумен, что, кстати, потенциально опасно для пешеходов, которые привыкли ориентироваться на шум мотора.

Интересная опция – солнечная батарея в крыше. Обычно водители стараются летом оставлять автомобиль в тени, чтобы солнечные лучи не нагревали салон. На Ближнем востоке шоферы лимузинов часто вообще не выключают двигатель, чтобы в салоне всегда царила приятная прохлада. Салон Prius охлаждается и при неработающем двигателе. Встроенная в крышу элементы питают энергией климатическую систему, которая поддерживает в салоне прохладу даже под палящим солнцем, и чем больше солнца попадает на крышу, тем больше даровой энергии они производят.

Мировые продажи Prius стартуют в июле, в России автомобиль появится осенью (см. ниже). К 2010 году Toyota рассчитывает продать 60 000 Prius в Европе и 400 000 в мире. Планы продаж в России, как и цены, пока не объявлены.

Тьери Домбреваль, исполнительный вице-президент «Тойота Мотор Европа»

Эксклюзивное интервью с Тьери Домбревалем, исполнительным вице-президентом «Тойота Мотор Европа»:

- Предположим, перед вами стоит задача выбрать ключевое слово для запуска рекламной компании Toyota. Какое из трех вы бы выбрали, чтобы обозначить главное достоинство марки, – надежность, доступность или технологичность?

- Наверное, ни одно из трех…

- Тогда ваш вариант…

- Или, скорее, всего понемногу. Надежность – одна из главных составляющих имиджа марки Toyota. Новые технологии – также основа нашего развития, это и направление гибридов, и безопасность, и снижение выбросов углекислого газа, что мы видим на примере IQ… Здесь наши позиции очень сильны. Но сегодня потребитель раздумывает. И я бы выделил доверие к марке как ключевой момент для потребителя в сегодняшней ситуации. И Toyota очень хорошо позиционирована на рынке, покупка такого автомобиля – это хорошее вложение капитала. Поэтому я бы отметил именно доверие к надежности и к технологиям Toyota как основу нашего успеха.

- Сегодня Toyota, как, впрочем, и многие другие автопроизводители, много внимания уделяет гибридным технологиям. Вы были первыми, кто поставил эту технологию на поток. Но есть мнение, которое разделяют и конструкторы автомобилей, что гибриды – всего лишь временный компромисс, этап на пути к электромобилям. При всех их достоинствах у них немало недостатков. Каков ваш прогноз, возможно кризис отпугнет значительную часть потребителей от этих дорогих и сложных автомобилей, и через некоторое время мы сразу вступим в эру электричества?

- Нет, я не считаю, что электромобиль сегодня может конкурировать с гибридным. Его автономность ограничена 100-120 км, то есть короткими поездками, в основном, в городе, тогда как пробег гибридного автомобиля зависит только от емкости его бака, а бензин есть везде. В настоящий момент мы работаем над электрическим концептом FTEV на базе Toyota IQ, но это будет чисто городской автомобиль, и отнюдь не конкурент гибридам. Я думаю, что оба подхода будут сосуществовать достаточно долго; гибриды станут массовым продуктом, а городские электромобили дополнят гамму.

- Но уже сегодня есть такие автомобили как Tesla, автономность которых достигает 300 км, и есть «электрические заправки», которые могут зарядить батарею за час-другой, так что, возможно, это лишь вопрос организации сети зарядных станций и той же технологии. Быть может, через два-три года появится достаточно емкий аккумулятор, чтобы преодолеть на одной зарядке триста километров. Или вы все же считаете, что в ближайшие десять лет это не станет реальностью?

- Все эти разработки пока нельзя назвать масштабными. Да еще с батареями от мобильных телефонов… Сколько они прослужат? Года три, не больше.

- Разработчики объявили семь.

- Ну это пока слова. Да и стоимость замены, знаете ли…

- Да, страшно представить!

- Сегодня у нас есть литий-ионные батареи, более емкие и более легкие, мы владеем передовыми технологиями, представляем пути их развития и, поверьте, прежде чем электромобиль сможет проехать 300 км, пройдет еще немало лет.

Опытный образец Toyota Prius с гибридной силовой платформой Toyota Plug-in HV, объединяющий 1,5-литровый двигатель внутреннего сгорания и электромотор. Автомобиль еще до показа на Парижском автосалоне получил одобрение типа транспортного средства в Минтрансе Японии и после испытаний на дорогах США (Калифорния) и Японии, вероятно, поступит в продажу. Основные характеристики: габариты (ДхШхВ) – 4445х1725х1490 мм, мест – 5, ДВС – 110 Нм при 4000 об/мин, 56 кВт/76 л.с. при 5000 об/мин, электродвигатель – 400 Нм при 0-1200 об/мин, 50 кВт/68 л.с. при 1200-1540 об/мин автономность на электротяге – 10 км, макс. скорость на электротяге – 100 км/ч, батарея – никель-гидридная, 13 Ач.

- Еще год назад, когда цены на нефть росли, можно было предположить, что продажи экономичных автомобилей будут расти не меньшими темпами. Сейчас цены на нефть упали, как и доходы населения. Возможно, рынок переориентируется на более простые автомобили, более доступные, и стоило бы задуматься о новых технологиях для создания именно таких автомобилей?

- Сегодня европейский рынок автомобилей потерял 30%, но мы замечаем, что предпочтения клиентов в целом не изменились. Они не говорят «я бы купил более простой автомобиль», они по-прежнему хотят иметь надежный, комфортабельный, экономичный автомобиль. Это подход большинства клиентов. Конечно, есть и те, кто ориентированы на доступность, но, как правило, это либо безработные, либо те, кто опасается потерять работу, либо те, кто столкнулся с проблемами в кредитовании. Но повторюсь, их – меньшинство. Кроме того, законодательство многих европейских стран, в частности, налоги, подталкивают к выбору более экономичного транспортного средства. Еще одна тенденция – даунсайзинг, уменьшение размеров автомобиля. Многие осознают, что им не нужен большой автомобиль. Но радикальных изменений здесь я пока не вижу.

[caption id="attachment_870471" align="aligncenter" width="150" caption="Счетчик на голубом экране сообщает, на сколько тонн СО2 сократились выбросы в атмосферу благодаря гибридным автомобилям Toyota. "] [/caption]

- Какую часть рынка, по вашим оценкам, могут занять в ближайшие годы гибридные автомобили, в частности, в гамме Toyota?

- В ближайшие три года, по нашим расчетам, доля гибридов в гамме продуктов Toyota может достичь 10%.

- А Lexus?

- У Lexus сегодня этот показатель – 70%.

- А как оцениваете европейский рынок в целом?

- Смотрите, в действительности других гибридов практически нет, только Honda Insight. Мы слышим очень много заявлений, но попробуйте купить реальный автомобиль! Мой прогноз – максимум 2-3% гибридов.

- А каковы прогнозы для России? Здесь уже хорошо знают гибридные Lexus, но я бы сказал, что их покупают не столько ради технологии, сколько ради имиджа. А какой продукт станет визитной карточкой гибридов Toyota? Новый Prius?

- Да, это будет Prius. В этом году мы будем постепенно выводить его на российский рынок, в ограниченных объемах, поскольку условия рынка нестабильны (подробности в интервью с Русланом Романюком, директором по развитию модельного ряда ООО «Тойота Мотор». Прим. ред.). Он станет связующим звеном между нашим высокотехнологичным продуктом и потребителями, которых привлекают новые разработки, которые ценят технологии и больше других заботятся об экологии. В России этот подход пока не слишком распространен. Но я думаю, что новый Prius многое изменит. В России есть люди, открытые для инноваций.

- Планируете ли вы специальные программы, скидки для корпоративных клиентов? Например, в Испании Prius работают в такси...

- Нет, пока мы не обсуждали эти вопросы. Нам важно вначале понять, как отреагирует рынок, даже не столько в плане уровня продаж, сколько в плане интереса к модели. Это первая фаза. Мы не собираемся проталкивать эту модель всеми средствами, наша задача – наладить взаимодействие.

- На нашем интернет-сайте мы провели опрос о главных недостатках электромобилей. 7% отметили долгую зарядку, 21% - ограниченный пробег, 30% - высокую цену и большинство – 39% – опасаются ненадежности техники в наших условиях. Что вы можете сказать про надежность нового Prius? Я слышал, что эти авто уже тестировали в России. Пришлось ли что-то изменить в конструкции по результатам тестов?

- Главное, что пришлось сделать – включить подогрев сидений в качестве стандартного оборудования. В западной Европе нет такой необходимости. Также пришлось адаптировать подвеску, поскольку российские дороги отличаются от европейских. В остальном мы лишь констатировали нормальную работу всех систем, включая электрику и электронику. В том числе и в морозы. К тому же на севере Японии, например, или в Канаде, где испытывали автомобили, тоже очень холодно.

- Но там нет столько соли на дорогах.

- Соль, химические реагенты – это не проблема. Вся электрика хорошо защищена. Мы продавали Prius в Канаде и в Финляндии, где дороги также обрабатывают реагентами, и у нас не было проблем.

- А как с сервисным обслуживанием? В России готовы обслуживать и ремонтировать Prius?

- Когда мы запускали Prius в Европе, мы отобрали группу дилеров, обучили специалистов и доверили им работы с этим автомобилем. Постепенно мы расширяли этот круг, и сегодня все европейские дилеры работают с этими машинами. Такую же схему мы планируем и в России.

- У вас уже есть план продаж по Prius в России на этот год? Десять, сто, тысяча?

- Да, план есть, но я бы не хотел озвучивать цифры, поскольку рынок очень нестабилен, и строить прогнозы в этих условиях дело особенно неблагодарное. Это все равно, что предсказывать, каков будет курс доллара к рублю через три месяца. Я почти уверен, что ошибусь.

- Готов предсказать, в обмен на вашу оценку!

- (Смеется.) Пока не стоит, подождем.

Акихико Отсука, главный инженер подразделения легковых автомобилей, разрабатывавшего Prius III

Эксклюзивное интервью с Акихико Отсукой, главным инженером подразделения легковых автомобилей, разрабатывавшего Prius третьего поколения:

- Приус третьего поколения – это эволюция или революция? И если революция, то в чем?

- О, это трудный вопрос! В общем, мы следуем прежней концепции. С одной стороны, Prius уже неплохо зарекомендовал себя на рынке. С другой – он является имиджевым продуктом компании Toyota. Поэтому мы не хотим менять концепцию, сохраняя имидж. Вместе с тем, перед нами стояла задача существенно улучшить ряд параметров, таких как управляемость, комфорт, функциональность автомобиля.

С другой стороны, есть и революционные изменения. Мы на 90% переработали гибридный силовой агрегат, использовав новые технологии. Во-первых, мы усовершенствовали ДВС – самую важную часть гибридной силовой установки (поскольку всю энергию для движения автомобиля дает все же этот двигатель, потребляющий топливо). Сегодня на смену двигателю 1,6 л пришел 1,8-литровый, работающий по циклу Аткинсона. Вы можете спросить, зачем нужен двигатель большего рабочего объема? Дело в том, что он оказывается экономичнее при спокойном режиме движения на трассе за счет меньшей частоты вращения коленчатого вала. Также двигатель оборудован системой рециркуляции отработавший газов (EGR) и насосом охлаждающей жидкости с электроприводом (здесь вообще нет ремня привода вспомогательных агрегатов). Кроме того, тяговый электромотор и генератор стали более компактными и легкими (примерно на 20%).

Под капотом Prius: поперечная схема расположения двигателей предусматривает плотную компоновку.
Батарея никель-гидридных аккумуляторов расположена над задней осью.
Навесное оборудование (насос охлаждающей жидкости и компрессор кондиционера) - с приводом от электромоторов, приводной ремень больше не нужен. Остался лишь шкив-демпфер коленвала.
Система использования тепла отработавших газов позволяет быстро прогреть двигатель. Теплообменник находится за нейтрализатором (в правом нижнем углу фото). На макете шланги заменены трубками в цвет температуры циркулирующей жидкости.

- Одна из главных задач для нового Prius – снижение расхода топлива. Какой вклад в ее решение вносит двигатель, а какой прочие составляющие – кузов, трансмиссия, новые шины и т.п.?

- Выбросы Prius третьего поколения составляют 89 г СО2 на 1 км пробега, показатель предыдущей модели – 104 г/км. Сокращение выбросов (и потребления топлива) – 14%. Половина достигнута за счет улучшения двигателя, другая половина – за счет прочих изменений: аэродинамика, шины с пониженным сопротивлением качению и т.п.

- Говоря об аэродинамике, вы утверждаете, что удалось значительно улучшить коэффициент лобового сопротивления (Сх). Однако он уменьшился всего на одну сотую: 0,25 против 0,26 у предыдущего поколения. А как изменился мидель (среднее сечение)? Ведь сегодня машины становятся все выше (ради большей вместимости) и шире (ради повышения безопасности)...

- Да вы правы. Сечение нового Prius чуть больше. Но все же общий выигрыш в аэродинамике есть, хоть он и действительно невелик.

- Каков КПД по топливу для нового Prius?

- О, еще один трудный вопрос. Точной цифры я назвать не могу, примерно 45% с учетом потерь в трансмиссии.

- Это очень хороший показатель! Если не ошибаюсь, трансмиссия нового Prius построена по прежней схеме, где электромотор используется в качестве сцепления. А что изменилось?

- Да, вы правы, основной принцип остался прежним. Но, например, вдвое возросли максимальные обороты электромотора, с 6400 в мин до 13400. Это плата за его компактность и возросшую мощность. Поэтому нам пришлось ввести в схему планетарный редуктор.

- А сколько энергии можно рекуперировать при торможении?

- От 70 до 90% мощности электромотора.

- В пресс-релизе сказано, что силовые ключи инвертора и другая электронная начинка модуля управления гибридной силовой установкой получила непосредственное жидкостное охлаждение. Что за жидкость используется?

- Это охлаждающая жидкость двигателя.

- Серьезно? Антифриз непосредственно омывает микросхемы? Это не приведет к отказам?

- Нет, все достаточно надежно. Мы проверили!

- А как работает система рекуперации тепла отработавших газов? Для чего она нужна?

- Зимой двигатель значительно дольше прогревается до рабочей температуры. Чтобы он быстрее вышел на оптимальный режим, мы установили теплообменник в системе выпуска, передающий антифризу тепло отработавших газов.

- Если я правильно понял, эта система работает только в холодное время?

- Совершенно верно.

- А как в условиях русской зимы будут работать другие системы? Вы проводили холодные тесты? Если да, то при какой температуре?

- Минус 40 по Цельсию.

- У нас бывает и минус 50, и минус 60! А сколько в российских условиях проживут батареи?

- Столько же, сколько и автомобиль.

- А конкретно? Год, два, пять?

- Десять. Это вполне реально. Потребитель может за это не волноваться.

- Я был удивлен, что все Prius, выставленные на автосалоне, были обуты в разные шины. Toyo Proxes 215/45R17 87W, Bridgestone Turanza EL400 195/65 91H, ER33, 250 Ecopia. Но ведь шины – важная составляющая топливной экономичности. Какие же модели шин будут на самом деле использованы в оригинальной комплектации?

- Да, для наш очень важно использовать шины с низким сопротивлением качению. Для европейского рынка предусмотрены следующие комплектации: для 17-дюймовых колес – Bridgestone, Toyo и Michelin, для 15 дюймов – исключительно Bridgestone. (В Россию планируют поставлять Prius только с 15-дюймовыми колесами, но, по последним данным, помимо Bridgestone, их вероятно будут комплектовать шинами и других производителей. Прим. ред.)

Руслан Романюк, директор по развитию модельного ряда «Тойота Мотор» в России

Интервью с Русланом Романюком, директором по развитию модельного ряда «Тойота Мотор» в России:

- Когда в России появится новый Prius?

- Планируем в начале сентября.

- Насколько гибридные модели Toyota адаптированы к нашим условиям? Проводились ли такие работы? Чем они отличаются от европейских?

- Остановлюсь на Prius, он более интересен в этом плане. Вокруг него шли большие баталии, и результатом стало то, что мы в России представляем Prius в максимальной комплектации. Его покупатели ориентируются на высокие технологии, поэтому в базу уже включены светодиодные фары, система активной помощи при парковке, навигационная система. К сожалению, мы не смогли получить крышу на солнечных батареях, потому что эта опция ослабляет жесткость кузова, что критично на наших дорогах. Из-за той же специфики автомобиль укомплектован только 15-дюймовыми колесами (17-дюймовых не будет).

- А испытывали ли новый Prius в России?

- Приезжала группа инженеров, привозили Prius, который продается сегодня. Ездили на нем достаточно много, и по результатам приняли решение, что он может продаваться в России.

- Но экономически это не самая выгодная модель для нашего рынка. Что же подвигло на принятие этого решения?

- Да, объем продаж будет небольшой, но это не главное. Prius – очень привлекательный продукт с точки зрения имиджа. За ним стоят наши передовые технологии. Пусть он дорогой, но за эти деньги у него будут опции, которых нет на LS600.

- Например?

- Например, система активной помощи при парковке. В Европе на LS600 она есть, в России еще нет. И светодиодные фары, кстати, тоже пока есть только на LS600 и Prius.

- А кто станет покупателем нового Prius?

- Это передовые люди, безусловно, достаточно обеспеченные, но главное – стремящиеся попробовать что-то новое, модное. Мы уже показывали автомобиль потенциальным покупателям, провели подготовительную работу.

- Основной заказчик – частные лица?

- Да, вначале мы хотим вывести на рынок дорогую версию, рассчитанную на частного покупателя. Впоследствии, возможно, будем продавать более бюджетную модель корпоративным клиентам, государственным структурам.

- А как с сервисом, в России уже прошло обучение?

- Сейчас идет этот процесс.

- В каких объемах будет продаваться Prius в России?

- Это будет зависеть от цены. Но пока речь идет о сотнях штук.

- Заказы на Prius уже принимают?

- Начнут примерно с августа этого года.

- Что можете сказать по поводу конкурентов (Honda Insight), в чем видите ваше преимущество?

- Honda в большей степени рассчитана на экологию. Prius – несколько другой. Здесь достаточно мощный двигатель, суммарная мощность двух моторов - 136 л.с., за счет этого автомобиль очень неплохо едет. У нас хороший баланс между динамикой и экономичностью.

- А как оплачивается транспортный налог на эти автомобили, есть ли какие-нибудь льготы?

- Хороший вопрос. В ПТС гибридных автомобилей указывается мощность только бензинового двигателя, и это логично, ведь он – единственный источник энергии, аккумуляторы заряжаются за счет энергии сгорания бензина. Но наша таможня уже начинает задавать вопросы. Хотя наши автомобили удовлетворяют Евро-5, и в европейских странах для них существуют определенный предпочтения.

- А каков срок службы аккумуляторных батарей на Prius?

- Производитель дает на них пятилетнюю гарантию.

- А на сам автомобиль?

- Три года.

- Изменится ли межсервисный пробег и стоимость обслуживания?

- Нет, пробег остался прежним (10 000 км), не должен измениться и объем обслуживания, гибридная начинка в специальном уходе не нуждается.

- А проблем с поставкой запчастей не предвидится?

- Нет, принципиально здесь нет ничего нового.

- Автомобили Prius предыдущих поколений достаточно известны за Уралом (их везли к нам из Японии). Умельцы давно изучили конструкцию и даже научились восстанавливать многие узлы гибридной начинки. А в каких регионах будет продаваться новый Prius?

- Мы планируем продавать Prius, как и другие модели Toyota, на всей территории России. Исходя из дорожных условий, вначале – в более крупных городах.

Продажи еще одной женевской премьеры, Toyota Verso стартуют в апреле. Во второй половине 2009 года она появится в России.
Toyota Verso демонстрирует лучшую экономичность в своем сегменте для диапазона мощностей 110-140 л.с. С двухлитровым дизельным двигателем D-4D выбросы СО2 этого компактного минивэна составляют 140 г/км.
Девиз Verso - качество, дизайн, надежность. Собирать модель будут на заводе в Турции.

- Вы можете озвучить график вывода новых моделей на российский рынок?

- В начале апреля появится Avensis и бензиновый RX, ближе к середине года – обновленный RAV-4, во второй половине года – Verso. Последний будет комплектоваться коробкой передач CVT; коробки ММТ, которая не очень нравилась покупателям, теперь не будет. Также в дополнение к двигателю 1,8 л появится 1,6 л, который по мощности почти сравнялся с 1,8.

- В России будет продаваться пяти- или семиместный вариант?

- И тот, и другой. Наши покупатели еще не осознают всех преимуществ этого типа кузова, и главным образом ориентируются на цену. Хотя здесь есть такие опции как панорамная крыша, например.

Гибридный RX450h, представленный на Женевском автосалоне, на километр пробега выбрасывает всего 148 г СО2.

- А Lexus 450h?

- В середине года или чуть раньше.

- А как с UrbanCruiser?

- Пока ситуация неясная. Европейские комплектации нам не очень подходят. С нашей точки зрения автомобиль ориентирован на женщин, поэтому у него должна быть автоматическая трансмиссия. Кроме того, российский покупатель ожидает здесь полный привод. Такой версии с бензиновым двигателем тоже пока нет.

- Почему так случилось? Изначально не рассчитывали на российский рынок?

- Нет, не рассчитывали.

- Появится ли здесь IQ?

- С ним другая ситуация. Прежде всего, это вопрос цены. Если бы осенью рынок не пошатнулся, IQ уже продавали в России. Теперь же, если это случится, он будет очень дорогой.

- С кожаным салоном, ксеноновыми фарами?

- Конечно. Другого и быть не может! А в целом машина очень интересная, совершенно иные ощущения: очень острое управление, хорошая динамика…

-...и даже разбился на пять звезд.

- Да, хоть это и выглядит невозможным!

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Toyota Prius (2)

— Отличный автомобиль, полный восторг.
Toyota Prius  2010
/ срок владения: 3 - 5 лет
Достоинства:
Надежности и эксплуатационные расходы. Автоматика спасла жизнь, избежал ДТП.
Недостатки:
Ломучий привод поясничного подпора. Отслаивание окантовки стекол люка.
Комментарий:
Очередная статья человека не экслатировавшего Приусы. Недостаточная поворачиваемоть - где вы ее видели? резиновая тягомотина... А вы пробовали нажимать на педаль газа? Только машины от 2.5 литров могут соперничать с Приусом в разгоне. В общем твердая двойка статье!
+2