Очередь за гибридами Toyota перевалила за 20.000 человек
Торговля гибридами в США идет по принципу Ferrari - за новыми машинами нескончаемая очередь, а подержанные найти практически невозможно. "Сегодня дилеры с ходу продают любой Prius, только бы он двигался", - комментируют ситуацию представители всеамериканской ассоциации автоторговцев AIDA.
Ажиотажный спрос на гибриды объясняется не только рекордными ценами на бензин, но и массой других факторов. Среди них тяга к технологической новизне, налоговые льготы в ряде штатов (за экологию и малый расход топлива), допуск на закрытые для других машин полосы движения и стоянки, а также изменившиеся требования по корпоративному имиджу на месте работы, отмечает аналитик Edmunds.com Майк Чанг.
Тон на рынке гибридов задает Toyota. Ее бестселлер Prius на вторичном рынке продается по цене нового, часто с переплатой в $2.000-3.000. На запущенный в продажу люксовый Lexus RX400h образовалась очередь в 9.000 человек, а на обещанный в июне новый гибрид Highlander записались уже 12.000 покупателей.
Напомним, что гибриды оснащаются смешанной силовой установкой из обычного двигателя внутреннего сгорания и электромотора, который в состоянии подменять главный агрегат на легкой дороге и добавлять мощность на трудной. В результате владелец гибрида получает более мощный автомобиль с меньшим расходом топлива (примерно на 30%) и пониженной эмиссией.
Конкуренты Toyota усиленно работают над запуском и продвижением на рынке собственных гибридов. Главным соперником выступает Honda с моделью Civic IMA, однако ее продажи в 5-7 раз уступают сбыту Prius. Nissan пока пребывает на уровне обещаний "запустить свой первый гибрид Altima к концу будущего года".
Ford уже продает в США первый внедорожник Escape Hybrid, тем не менее его доля не превышает 5%, в то время как у Toyota Prius зашкаливает за 50%.
GM и DaimlerChrysler только в декабре приняли решение о кооперации по гибридам и теперь работают над ведущими узлами трансмиссии к будущим машинам.
Между тем продажи гибридов в США демонстрируют взрывную динамику. В ближайшие три года их сбыт вырастет втрое, а доля продаж увеличится с нынешних 1% до 3% американского авторынка, прогнозируют аналитики J.D.Power.
Напомним, что в прошлом году в США продано 85.699 гибридов (43.435 в 2003 году), из них 53.991 были Toyota Prius.