Хроника: 110 лет экологическому транспорту Санкт-Петербурга
Второго февраля (по новому стилю) 1901 года в городскую думу Санкт-Петербурга поступило прошение от Ипполита Романова открыть 10 линий омнибусного сообщения, по которым пустить 80 электрических омнибусов его конструкции.
Еще в 1899 году Романов построил четыре электромобиля, два из которых представляли собой моторизованные кэбы с передним приводом (первые российские переднеприводные автомобили), а два других – 17- и 24-местные омнибусы. Их можно считать нашими первыми автобусами. В движение омнибусы приводил электромотор постоянного тока мощностью 4,4 кВт (6 л.с.). Питание шло от восьми батарей, размещенных под полом кузова. Заряда хватало на 60 км. Омнибусы могли двигаться с приличной для своего времени и тогдашнего качества дорожного покрытия скоростью 11 км/ч.
Летом того же года Дума одобрила предложение Романова, выдвинув, однако, жесткие условия для осуществления проекта. Так, под гарантии организации омнибусного акционерного общества инженеру предписывалось внести залог в 8000 рублей. Если же начертанный чиновниками график освоения проекта не соблюдался, за каждый день просрочки пришлось платить по 100 рублей. Для сравнения – постройка одного омнибуса обходилась в 7000 рублей.
Зная, насколько изощренную форму может принимать чиновничья алчность, стоит ли удивляться, что проект Ипполита Романова провалился? Тем не менее, дату 2 февраля 1901 года можно отмечать как день рождения экологического транспорта.
А трамвайное сообщение в СПб наладили только в 1907 году и работы по запуску трамвая сопровождались громкими разоблачениями чиновников всех классов, желавших нагреть руки на выдаче подрядов. В самом начале ХХ века столичных жителей обслуживало около 26 тысяч ломовых извозчиков, 15 тысяч «лихачей» (конных экипажей, обутых в пневматические шины) и 370 вагонов «конки».