Хроника: День рождения «Эмки»
80 лет назад, 16 марта 1936 года с конвейера Горьковского автозавода сошли первые серийные легковые автомобили ГАЗ-М1.
«Молотовец-1», так назвали модель, ставшую первой самостоятельной конструкцией Горьковского автомобильного завода. Завод был «имени Молотова», вот и новинку назвали в честь Вячеслава Молотова, председателя Совета Народных Комиссаров СССР.
Работа над заменой на конвейере устаревшего ГАЗ-А началась в сентябре 1933 года. На смену должен был прийти Ford Model 40. От компании Ford были получены чертежи кузова и штамповая оснастка для его изготовления. Внешне опытные образцы ГАЗ М-1 чрезвычайно напоминали американский прототип формой крыльев, облицовки радиатора, спицованными колесами. Однако затем между сторонами возникли разногласия, и совсем молодой и неопытный конструкторский коллектив ГАЗа под руководством инженера Андрея Липгарта продолжил разработку автомобиля своими силами. В частности, заново был спроектирован передний мост на продольных полуэллиптических рессорах, более надежных, чем фордовские поперечные. Новую раму для «эмки» создавал инженер Крещук, который в 1952 году напишет на своего начальника Липгарта гнусный донос Сталину. Поскольку чертежей оперения от Ford получить не удалось, капот, крылья и радиаторную решетку пришлось также сделать самостоятельно.
Уже на следующий день после сборки первых серийных образцов ГАЗ М-1 оба они были направлены для показа правительству в Москву, один на железнодорожной платформе, другой – своих ходом. Этот экземпляр вел инженер Липгарт лично. В Кремле автомобили осматривали члены правительства во главе со Сталиным. Для сравнения рядом выставили модели Ford образца 1933 и 1934 годов. По воспоминаниям Липгарта, Сталин, сравнив машины и спросив, дрожит ли машина от двигателя или нет, произнес: «Дай Бог каждому такую машину!» Что из уст секретаря ЦК ВКП(б) звучало необычно.
Автомобиль отличали закрытый цельнометаллический кузов (только верх крыши был брезентовый), лонжеронная рама с Х-образной поперечиной, подвеска с рычажными гидравлическими амортизаторами, четырехцилиндровый нижнеклапанный двигатель мощностью 50 л.с. с автоматической регулировкой угла опережения зажигания и трехступенчатая коробка передач с шестернями постоянного зацепления. ГАЗ М-1 развивал скорость 105 км/ч и расходовал 14,5 л/100 км (по эксплуатационной норме).
На базе ГАЗ М-1 выпускали свыше 20 различных конструкций автомобилей, в основном опытных. С 1938 года на основе «эмки» серийно производили пикап М415 грузоподъемностью до 500 кг. На шасси «эмки» строили также бронеавтомобили ФАИ-М и БА-20. С 1938 года четырехцилиндровый двигатель ГАЗ М-1 начали устанавливать на «полуторку», в связи с чем этот грузовик был переименован с ГАЗ-АА в ГАЗ-ММ. В 1938 году в целом были завершены работы по новому шестицилиндровому мотору ГАЗ-11 (ведущий конструктор Евгений Агитов), после чего он был немедленно установлен на «эмку». Седаны ГАЗ-11-73, фаэтоны ГАЗ-11-40, полноприводные седаны ГАЗ-61-73, фаэтоны ГАЗ-61-40 и артиллерийские тягачи ГАЗ-61-417 выпускались серийно и ограниченными партиями в период с 1939 по 1948 годы. Сама же «эмка» стояла на конвейере вплоть до лета 1943 года, когда Горьковский автозавод подвергся разрушительной бомбардировке. Всего было построено около 80 тыс. «эмок»