Toyota Land Cruiser Prado. "Лендкрюизер"- вездеход
НАШЕ ЗНАКОМСТВО
"ЛЕНДКРЮИЗЕР"- ВЕЗДЕХОД
"Тойота-Лендкрюйзер-KJ90/VZJ95" (для некоторых рынков "Прадо") выпускается с 1996 года с двумя вариантами кузова и комплектуется тремя четырехцилиндровыми двигателями - дизелем 2,8 л, 65 кВт/88 л. с., дизельным с турбонаддувом 3,0 л, 92 кВт/125 л. с. и бензиновым 2,7 л, 97 кВт/132 л. с., а также шестицилиндровым бензиновым 3,4 л, 131 кВт/178 л. с. Коробка передач пятиступенчатая механическая или четырехступенчатая автоматическая.
Среди тех современных автомобилей, которые по традиции называют джипами, ныне далеко не все способны преодолевать действительно тяжелые дороги. Что поделать: требования к машине на асфальте и бездорожье диаметрально противоположны, и порой чем современнее "вездеход", тем меньше он годится для внедорожных экспедиций. Немногие фирмы смогли удержаться на узкой грани, отделяющей утилитарный автомобиль от комфортабельного семейного транспортного средства. Один из примеров удачного компромисса - " Мицубиси Паджеро". Теперь на этот сектор рынка нацелилась и "Тойота", которая представила новый вседорожник с обозначениями KJ90 и VZJ95 - соответственно трех- и пятидверный варианты.
Знакомство с новым "Лендкрюйзером" было не слишком продолжительным: оно проходило во время салона полноприводных машин в Валь-д'Изер, где пришлось ограничиться короткой поездкой по высокогорной грунтовой дороге и трассой для соревнований по "Off-road" (офф-роуд - бездорожью). Спуститься с гор на шоссе на внедорожных шинах организаторы не разрешили.
Как обычно, начнем знакомство с внешнего осмотра. Огромные блок-фары, встроенные в аэродинамические формы кузова, - спорный с эстетической точки зрения элемент, но они подчеркивают собственный стиль "Тойоты". Если учесть, что коэффициент лобового сопротивления довольно крупной машины Сх=0,42, то эффективность дизайнерских решений вопросов не вызывает. Нам "достался" пятидверный "Лендкрюйзер" с трехлитровым турбодизелем в более дорогой, чем стандартная, комплектации GX, с широкими светло-серыми накладками на боковинах.
Без подножек забраться внутрь машины непросто, но очутившись внутри, поневоле удивляешься внушительной высоте салона, а расстояния между рядами сидений достаточно для самых рослых пассажиров. При этом подушки сидений располагаются высоко над полом, обеспечивая "грузовиковую" посадку. Обзор вперед нареканий не вызывает, а назад смотреть мешает маленькое внутреннее зеркало и запасное колесо.
В багажном отсеке к вашим услугам 742 литра полезного объема до горизонтальной эластичной шторки и 1150 до потолка - больше кубометра. Задние сиденья (точнее, второй ряд, ведь есть еще и два откидных сиденья в третьем) можно не только сложить, но и перевести в горизонтальное положение, обеспечив полноценные "спальные" места. К недостаткам отнесем открывающуюся направо заднюю дверь (при правостороннем движении удобнее левая) и нежесткую "рулонную" шторку, которая не позволяет класть на нее вещи.
О рабочем месте водителя можно не говорить ничего, поскольку компоновка приборов и органов управления стандартно-японская, к которой привыкаешь очень быстро. Сиденье, хотя и не имеет выраженной боковой поддержки, удерживает водителя практически любой комплекции "в седле" на больших уклонах и косогорах, а запас пространства над головой такой, что, даже преодолевая на порядочной скорости ямы и канавы, не опасаешься набить шишку. Разнесенные педали не по-японски тугие и явно рассчитаны на солидную ступню в армейском ботинке. Однако, несмотря на значительные усилия, педали сцепления и тормоза весьма информативны и позволяют точно определить момент, когда фрикционные накладки вступают в работу. Рычаг переключения передач также туговат, но к точности включения претензий нет. Рычаг управления раздаточной коробкой имеет три положения: только задний привод (Н2), привод на все колеса через межосевой дифференциал (Н4) и пониженная передача с блокировкой межосевого дифференциала (LO4). Более того - поворотом рукоятки, напоминающей включатель освещения на европейских машинах, блокируется межколесный дифференциал заднего моста.
К сожалению, проехать по дорогам с твердым покрытием не пришлось, к тому же "зубастые" внедорожные покрышки "Би-Эф Гудрич" - не стандартное оборудование машины. Поэтому о шуме шин говорить не будем, а вот работа двигателя прослушивается на всех режимах. Мягкий рокот дизеля - лучший помощник на бездорожье, позволяющий водителю оценить не только обороты мотора, но и уровень нагрузки и сопротивления движению. Шумы от трансмиссии и подвески практически отсутствуют - ради этого кузов смонтирован на лонжеронной раме через 10 резиновых опор.
Подвеска субъективно очень жесткая; во всяком случае, "пробить" ее не удалось ни разу, так что при движении по асфальту главная роль в обеспечении комфорта будет принадлежать шинам. Раскачки на неровностях также нет, амортизаторы со своими обязанностями справляются. Качнуть машину за угол капота или бампер человек со средними физическими данными не сможет.
Перед "Тойотой" на том же участке дороги мы опробовали короткобазный " Опель Фронтера". В тех местах, где на нем требовалось реализовать все возможности - и свои, и машины, "Лендкрюйзер" прошел без видимых усилий.
Незаурядные внедорожные качества "Тойоты" подкреплены внушительным (245 мм!) дорожным просветом, большими ходами подвески и блокируемым задним дифференциалом.
Особенно впечатляют тяговые возможности двигателя. На уклоне крутизной около 40% на первой передаче в коробке передач и пониженной в раздаточной автомобиль трогается вверх "без газа". Даже на оборотах холостого хода крутящий момент двигателя - около 200 Н.м, а так как давление наддува всего 0,67 атм, то характеристика момента весьма плавная. Наиболее интенсивный разгон происходит в диапазоне 1800-3000 об/мин, однако и ниже не наблюдается явного провала. Таким образом, турбодизель "Тойоты" реабилитировал в наших глазах наддув на автомобиле повышенной проходимости. Было бы весьма интересно сравнить эту машину с "Ленд-Ровером-Дискавери", который стал образцом для многих автомобилестроителей.
Хочется отметить и еще одну деталь - дополнительный топливный бак на 69 литров. Со 159 литрами солярки на борту "радиус действия" "Тойоты" - минимум 500 км от места заправки.
Одним словом, это не "декоративный" вседорожник, а выносливый автомобиль, подходящий, например, для условий развивающихся стран, да и для нас, наверное.
Анатолий ФОМИН
Фото автора
Солидный, внушительный, просторный - первое впечатление от вездехода.
Крутые подъемы и бездорожье - не помеха для "Лендкрюйзера".
Большие фары - новый стиль элитных вседорожников?
Под капотом "Лендкрюйзера" - турбодизель.
Багажный отсек просто огромен.
Диагональное вывешивание - это еще не проблема.
Техническая характеристика автомобиля "Тойота-Лендкрюйзер-KJ95"
Общие данные: число мест - 5(8); снаряженная масса - 1830 кг; полная масса - 2680 кг; максимальная скорость - 160 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 14,9 с; средний расход топлива - 10,9 л/100 км; запас топлива - 90 (+69) л. Размеры, мм: длина - 4755; ширина - 1820; высота - 1880; база - 2675; колея передних/задних колес - 1505/1510; дорожный просвет - 245. Двигатель - дизельный, вихрекамерный, с турбонагнетателем, четырехцилидровый; число клапанов на цилиндр - 2; рабочий объем - 2982 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 96х103 мм; степень сжатия - 21,2:1; мощность - 92 кВт/125 л. с. при 3600 об/мин; максимальный крутящий момент - 295 Н.м при 2400 об/мин. Трансмиссия - привод на все колеса с блокируемым межосевым и задним межколесным дифференциалом, отключаемый передний мост с муфтами свободного хода; коробка передач - механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I - 3,830; II - 2,062; III - 1,436; IV - 1,0; V - 0,838; з. х. - 4,220; раздаточная коробка: I - 1,0; II - 2,57; главная передача - 4,1. Подвеска: передняя - независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах, со стабилизатором поперечной устойчивости; задняя - зависимая, пружинная, на продольных рычагах, с тягой Панара и стабилизатором поперечной устойчивости. Тормоза - дисковые, вентилируемые у передних колес; с усилителем и АБС. Шины - 265/70R16.
Резюме: "Тойота-Лендкрюйзер-J9" достойна внимания не только тех, кто собирается купить "Паджеро". Если позволяют средства, это один из наилучших универсальных вседорожных автомобилей, пригодный как для городской эксплуатации, так и для серьезной экспедиции.