Хроника: Москвич-402
55 лет назад, 20 апреля 1956 года, началось производство «Москвича-402».
402-й стал первой серийной моделью Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА), не похожей на Opel Kadett. Тем не менее, завод продолжал расхлебывать последствия стратегической ошибки, совершенной в 1945 году, когда в качестве базовой для него была выбрана именно модель Kadett, а не Olympia, оснащенная более мощным верхнеклапанным мотором.
«Москвич-402» отличался просторным кузовом современного силуэта, салоном, раскладывающимся в постель, вместительным багажником (открывающимся ручкой, установленной на стенке основания заднего сиденья справа), штатным двухдиапазонным радиоприемником, гнутыми лобовым и задним стеклами, обогревом лобового стекла. У него были переключение передач на рулевой колонке, бесшкворневая двухрычажная передняя подвеска и тормоза с автоматической регулировкой зазора. Капризную 6-вольтовую электрику сменила 12-вольтовая. Но, увы, на нем стоял все тот же «нижнеклапанник», пусть и увеличенного до 1220 кубических сантиметров рабочего объема и поднятой до 35 л.с. мощностью. Эти показатели, по сути, были предельными. А денег на воплощение в жизнь современного верхнеклапанного двигателя собственной конструкции Министерство не выделяло.
Для создания «Москвича-402» инженерный коллектив ЗМА был усилен специалистами с ГАЗа, ЗиСа и Московского мотоциклетного завода. Этим поддержка не ограничилась. Так, штамповую оснастку и кузова для первых семи опытных экземпляров изготавливали на ГАЗе, где существовало налаженное производство штампов. Первые образцы были готовы в 1951 году. Кстати, в проекте новая модель обозначалась также по-газовски, индексом из двух групп цифр: 402-425. То есть, модель 402 и кузовом модели 425.
Руководил работой главный конструктор ЗМА Александр Андронов. В своих воспоминаниях он, в частности, писал:
«И вдруг вызывают и говорят:
- За три дня изготовьте автомобиль для товарища Сталина!
…Отбирается готовый автомобиль, разбирается на узлы, все они тщательно проверяются, кузов заново рихтуется, грунтуется и окрашивается. Меняется вся обивка. Я еду на фабрику Петра Алексеева и подбираю по цвету и выработке высокосортное сукно, а обойщики им сиденья старым, красивым «экипажным» фасоном.
…квалифицированный обойщик устанавливает теневые козырьки. Под шурупы он сверлит отверстия во фланце внутренней панели ветрового окна прямо через приклеенную потолочную обивочную ткань. Вдруг у него сверху проскакивает панель и протыкает насквозь крышу!»
Этот эпизод характеризует нервозность, в какой в то время в стране рождались не только автомобили, но и новые самолеты, ядерные бомбы, ракеты.
На пути к серийному производству новая модель МЗМА довольно существенно эволюционировала внешне. Хотя с самого начала создавались разные варианты наружного оформления. Некоторые из них повторяли в отдельных элементах решения, готовившиеся для ГАЗ-21 «Волга». Так или иначе, автомобили двух заводов смотрятся сегодня как машины одного предприятия, только разных классов.
Аналогами будущего 402-го на испытаниях выступали Fiat-1100, Ford Consul, Ford Taunus 12M, Hillman Minx, Consul, Simca Aronde, однако пропорциями московский автомобиль ближе всего британскому Ford Anglia, приобрести который к началу государственных испытаний не успели.
Помимо седана, проектировался также и универсал. Его опытный образец имел единственную дверь с водительской стороны. Однако, от необычной идеи отказались. Универсал назвали «Москвич-423», использовав проектное обозначение его кузова. «Москвич-423» выпускали с 1957 по 1958 год. Это был, по сути, первый серийный универсал в нашей стране. Кроме этого, была версия фургона, но она уже выпускалась на базе «Москвич-407», представлявшего собой 402-ю модель с верхнеклапанным двигателем.
Автомобиль «Москвич-402» выпускался до мая 1958 года. Сделано 87658 машин.