Хроника: подарок на 27-летие
100 лет назад, 23 апреля 1911 года, американский гонщик Боб Бурман на автомобиле Blitzen-Benz установил новый абсолютный мировой рекорд скорости, 228,1 км/ч.
В тот день Бурману исполнилось 27 лет. Он и его приятель Барни Олдфилд относились к числу наиболее удачливых «сорвиголов», которых автомобильные компании нанимали для своих очередных безумств. Вспомним, что Генри Форд в 1903 году ангажировал Олдфилда для побития мирового рекорда скорости, после чего продиктовал журналистам: «Любая скорость кажется ему недостаточной». Особенно впечатлило Форда, что Олдфилд, велосипедный гонщик, прежде ни разу не ездил на автомобилях.
Установление скоростных рекордов в ту пору считалось действенным маркетинговым инструментом. Для этой цели в компании Benz und Cie под руководством главного конструктора Ганса Нибеля в 1909 году был построен специальный автомобиль с четырехцилиндровым двигателем громадного рабочего объема 21,493 л. Мотор выдавал 200 л.с. при 1600 об/мин. Для снижения лобового сопротивления кузову придали обтекаемую форму. Доводкой машины занимается Виктор Эмери – заводской пилот Benz с огромным опытом. Он же и пожинает первые плоды: 8 ноября 1909 года на овале Бруклэндс (Великобритания) развивает скорость 202,648 км/ч. И становится первым, преодолевшим рубеж в 200 км/ч на машине с ДВС (рекорд удерживал Фрэд Мэрриотт с паровым автомобилем Stanley). Затем наступил черед Олдфилда.
Однако овал в Бруклэндс был явно тесноват для машины, названной Blitzen-Benz – «Молниеносным Бенцем». Тогда выбор пал на пляжи Флориды. Дэйтона-бич – прекрасное место! Песок плотный, прибрежная линия ровная. 16 марта 1910 года Олдфилд устанавливает рекорд 211,9 км/ч. Владельцу машины, Эрни Мороссу, этого недостаточно, он нанимает Бурмана. В отличие от Олдфилда, Бурман обладает богатым опытом автомобильных гонок и выступал, в частности, за завод Buick. И спустя неделю Бурман улучшает достижение Олдфилда.
Увы, в те годы еще не распространилась традиция сохранять машины-рекордсмены для истории. «Молниеносный» Benz Бурмана продали, и некто Стоутон Флетчер в 1913 году вновь попытался побить на нем абсолютный рекорд скорости. Не добившись результата, он, в свою очередь, перепродал машину Гарри Харнессу. Тому удалось привлечь Бурмана для усовершенствования машины, и она под названием Burman Special приняла участие в дуэли с Sunbeam известного гонщика Ральфа де Пальма на пляже Шипсхэд Бэй неподалеку от Нью-Йорка.
В Европе вовсю шла мировая война, но американцев это мало заботило. Возможно, автомобиль еще смог показать себя, однако 8 апреля 1916 года Роберт Бурман разбился на шоссейных гонках в калифорнийской Короне. Blitzen-Benz отправили в Великобританию, где его приобрел граф Луи Зборовски – известный гонщик и конструктор болидов. Вероятно, граф использовал части рекордного Бенца для постройки собственных машин. Одна из них, Chitty Chitty Bang Bang (в переводе: «Чих-чих, пых-пых», граф был большим поклонником игрушечных железных дорог), послужила прообразом для фантастической машины в одноименном романе Яна Флеминга. По сюжету, изобретатель Карактакус Поттс создает фантастическую машину, способную летать. А в 1968 году по этому рассказу продюсер Альберт Брокколи (инициатор «бондианы») снял веселый фильм с таким названием. У нас его почему-то переводят как «Пиф-паф, ой-ой-ой!». В поддержку ленты известный британский производитель игрушек Corgi Toys сделал масштабную модельку игровой машины.
Компания Benz und Cie построила всего шесть экземпляров Blitzen-Benz. Интересно, что один из них в 1913 году доставили в Россию. В мае 1913 года он выставлялся на международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге. А 27 мая того же года заводской гонщик Франц Хернер вышел на нем на старт верстовых гонок на Волхонском шоссе. Хернер установил всероссийский рекорд скорости – 202,168 км/ч. Этот рекорд продержался 38 лет! Его побил Владимир Никитин на машине «Харьков-3» в октябре 1951 года. Интересно, что рекорд Боба Бурмана пал в 1919 году – Ральф де Пальма на автомобиле Packard с авиационным мотором развил 241,190 км/ч.