Хроника: синий троллейбус
65 лет назад, 9 мая 1946 года в Москве вышел в рейс первый троллейбус МТБ-82.
Это был опытный образец, построенный заводом №82 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. В годы Второй мировой войны это предприятие выпускало истребители ЯК. Номерной завод, как называли такого рода предприятия, занялся несвойственным для себя делом при поддержке Московского городского комитета ВКП(б) и ее первого секретаря Г.М.Попова. В те годы перепрофилирование заводов еще не называлось конверсией, хотя по сути таковой и являлось – «переводом с военных рельс на мирные». Отсюда и необычное название троллейбуса – МТБ-82. МТБ расшифровывается как Московский ТроллейБус. Существовал также МТВ-82 – сконструированный на том же заводе трамвай. Кузова обоих по многим деталям были унифицированы. Идею использовать троллейбусные секции для трамвая предложил Антон Иванович Литвиненко, главный инженер Мострамвайсовета. Кузова различались по числу окон салона: у трамвая их было 14, у троллейбуса – семь. Унификация затруднила использование трамвая на маршрутах: из-за его нестандартного габарита в Москве вагоны МТВ-82 поначалу использовались только на двух маршрутах, в Горьком они с трудом проходили в ворота депо. Кроме того, по ряду кузовных деталей с МТБ-82 и МТВ-82 были унифицированы и автобусы ЗиС-154 и ЗиС-155.
Трамвай и троллейбус роднила также непосредственная реостатно-контакторная система управления, усложнявшая жизнь вагоновожатому и требовавшая от него немалых навыков соблюдения последовательности включения пусковых сопротивлений при наборе скорости и торможении. К тому времени такая система уже устарела, на современных моделях применялась полуавтоматическая, так называемая косвенная система.
Прообразом троллейбуса послужил автобус американской Yellow Coach Company, с 1943 года вошедшей в состав корпорации General Motors. Это знаменитая модель, известная в истории как «старомодный автобус». Она выпускалась с 1940 по 1969 г. В зависимости от исполнения ее обозначали как TG или TD («городской автобус с бензиновым двигателем или «городской автобус с дизелем»). К этой аббревиатуре добавлялась еще одна буква (например, H для варианта с гидромеханической трансмиссией), а также цифры, указывающие на длину автобуса в дюймах. Предлагались модификации длиной от 7,6 до 12,65 м. Это был первый автобусный кузов цельнометаллической несущей конструкции, и его длина варьировалась в зависимости от того, из скольких секций «набирался» кузов. Однако не только модульность привлекла советских специалистов, закупивших в годы Второй мировой войны такой автобус. «Old-look bus» был первым американским автобусом с дизелем. Силовой агрегат размещался в заднем свесе кузова поперечно.
В полной мере перенять решения американской машины для троллейбуса МТБ-82 не удалось хотя бы потому, что за основу все равно пришлось принять довоенный троллейбус ЯТБ-4, довольно примитивный по конструкции – капитальным ремонтом таких машин завод в ту пору занимался. ЯТБ-4 имел в своей основе мощную лонжеронную раму, из-за чего пол салона располагался на приличной высоте. Впрочем, пассажирам того времени было не привыкать взбираться по ступеням. Вагоновожатому приходилось труднее, поскольку тяжелая, массой свыше 9 т, машина не имела усилителя рулевого механизма. Зимой сказывалась неэффективность отопителя – стекла обледеневали, из-за холода и сквозняков приходилось теплее одеваться. Можно только посочувствовать миловидной девушке Светлане, водившей МТБ-82 в фильме «Первый троллейбус» (Одесская киностудия, 1963 г., режиссер И.Анненский). Впрочем, она управляла усовершенствованной машиной МТБ-82Д, выпуск которой перенесли из подмосковного Тушино в город Энгельс Саратовской области.
С другой стороны, освоение цельнометаллического кузова само по себе являлось достижением. Прежде вагоны троллейбусов и трамваев, как и автобусные кузова, делали на деревянном каркасе с обшивкой стальным листом.
Разумным выглядело и широкое использование на троллейбусе МТБ-82 пневматических приводов. Воздушные магистрали от мощного компрессора протянулись к механизмам открывания дверей стеклоочистителям, барабанным тормозам. Кроме того, троллейбус использовал действовавший на трансмиссию электродинамический рекуперативный тормоз.
После доводки троллейбус получил обозначение МТБ-82М. Его серийный выпуск развернулся в Тушино в 1947 году. Это был подарок к празднованию 800-летия столицы. В ноябре 1947 года настал черед усовершенствованной версии МТБ-82Д, оснащенной тяговым электродвигателем ДК-202Б мощностью 80 кВт против прежнего 74-киловаттного ДТБ-60. Кузов этой модификации троллейбуса был изготовлен в основном из алюминия, что позволило сократить массу до 8,8 т. С мая 1951 года МТБ-82Д выпускали на Энгельсском вагоностроительном заводе, переименованном в троллейбусный. Там до 1961 года было построено порядка 5000 троллейбусов МТБ-82Д.
Наряду с вишнево-желтыми автобусами ЗиС-155 и трамваями, желто-синие МТБ-82 определили цветовой портрет улиц Москвы и других крупных городов 1950-1960-х годов. В нашей памяти МТБ-82 навсегда останется «синим троллейбусом» из «Песни о полночном троллейбусе» Булата Окуджавы:
«Когда мне невмочь пересилить беду,
Когда подступает отчаяние,
Я в синий троллейбус сажусь на ходу,
В последний, в случайный».
Эту песню автор исполнил в кадре криминальной кинодрамы «Цепная реакция» («Мосфильм», 1962 г., режиссер И.Правов). Интересно, что этот «видеоклип» снимали в салоне… автобуса ЗиС-155.