Хроника: взгляд в будущее

55 лет назад, 16 мая 1956 года состоялось открытие грандиозного инжинирингового центра корпорации General Motors в Уоррене, штат Мичиган

Журнал Life (аналог советского «Огонька») восторженно назовет новый центр «техническим Версалем». Открытие комплекса вылилось в событие национального масштаба: 5000 гостей, приветственное слово от Дуайта Эйзенхауэра, президента США и одного из триумфаторов победы во Второй мировой войне.

Технический центр General Motors на холмах Блумфилд в Уоррене, Штат Мичиган. Возведение грандиозного комплекса началось в 1949 году на площади 1,3 кв. км. Было проложено 18 км проездов, построена парковка на 4000 автомобилей, высажено 13000 деревьев, 3180 кустарников, 55941 цветов. На переднем плане – дизайн-центр с обсаженной со всех сторон плотным рядом кустарников демонстрационной площадкой на открытом воздухе и «куполом» – сферическим павильоном для статических презентаций новинок. В правом углу – инженерный корпус. Позади пруда – здания технологических разработок, столовая и корпус научно-исследовательских работ. Возле него, у дальней оконечности пруда площадью 89 000 кв.м. – водонапорная башня в стиле приземляющейся летающей тарелки. Через дорогу, на горизонте – конструкторское бюро Chevrolet и кузовной завод Fisher Body.

Собственно, General Motors Technical Center и стал одним из итогов этого триумфа, поскольку в комплекс была вложена часть прибыли, полученной корпорацией в военные годы и, в особенности, – во время послевоенного экономического подъема.

Альфред Слоун-младший, руководивший корпорацией в годы войны, одобрил возведения грандиозного комплекса еще в 1944 году. Инициатором строительства выступил одиозный вице-президент по дизайну Харли Эрл. Это тот случай, когда роль личности в истории проявляется как никогда ярко. Эрла по праву считают отцом технической эстетики как таковой. А автомобильного дизайна – точно. Он возвел в высшую степень искусство кузовщиков, придал ему промышленный размах. Технический центр задумывался Эрлом прежде всего как место для работы его стилистов.

Cadillac Sixty Special 1938 года уже в наши дни сфотографирован у скульптуры «Птица в полете» французского авангардиста Антуана Певзнера. Впрочем, «джиэмовцы» называют ее чаще «Линии в движении».

С санкции начальства Эрл начал искать архитектурное бюро и остановил выбор на конторе Saarinen & Swanson, действовавшей неподалеку, в Блумфилд Хилз. Заправлял ею финский эмигрант Элиэль Сааринен вместе с сыном Ээри и зятем Робертом Свенсоном. Те привлекли к работе ландшафтного дизайнера Томаса Чёрча, и в июле 1945 года предварительный проект был сверстан. Еще проходит Потсдамская конференция, решающая судьбу послевоенной Европы, еще не взорваны бомбы над Хиросимой и Нагасаки – словом, General Motors заглядывает далеко вперед.

Комплекс административно-производственного по сути назначения превратился в образец современного искусства, пробуждающий воображение и подвигающий работающих там специалистов к новым решениям.

19 сентября 1945 года подписывается контракт на сумму $20 млн. – неслыханную по меркам архитектурного проекта. Однако в марте следующего года General Motors приостанавливает сделку из-за целого ряда проблем, накопившихся с окончанием войны. Кроме того, архитектурное сообщество критикует бюро Сариненов за попытку возвести в тихой местности очередной город небоскребов.

Ээро Сааринен (20.08.1910 – 1.09.1961 гг.) – финский архитектор, живший в США.

Вновь к проекту технического центра возвращаются в 1948 году на фоне сверхприбылей от продаж автомобилей. И бюджет теперь $60 млн. Причем заказчик намекает архитекторам, что в перспективе можно будет «разогнать» эту сумму до $100 млн. – денег у General Motors куры не клюют. Архитектурное бюро – теперь оно называется Saarinen, Saarinen & Associates – в корне пересматривает концепцию замысла. Это связывают с отходом отца-Сааринена на второй план и выдвижением на ведущую роль его сына Ээри. Младший Сааринен выстраивает идею «антипромышленного комплекса», в противовес тому, что создавал знаменитый «архитектор Детройта» Альберт Кан. Тяжеловесному имперскому стилю он противопоставляет воздушный, из стали, стекла и бетона, стиль… названия которому в тот момент еще даже не придумали. Дар Сааринена беспрекословно признает даже Харли Эрл, известный своей нетерпимостью к проявлению таланта кем-либо рядом с ним. Эрл, выросший в Голливуде, принес в Детройт эти звездные замашки. Он увольнял не только талантливых выскочек, но и просто тех, кто осмеливался надеть на службу более крикливый, чем у него, галстук. А дизайнерам выше его ростом (а Эрл был рослый господин) отказывал в найме. Возможно, именно поэтому Эрл любил работать с женщинами, и создал первую в истории женскую команду дизайнеров. Сааринен, невысокий, с неизменной трубкой во рту, которую он не часто менял на сигару, а, главное, всегда по-деловому сосредоточенный, не вызывал у Эрла вспышек ревности. Кроме того, Сааринен творил в совершенно другой области. Сааринен войдет в историю как человек, попытавшийся избавить предметы от прямых углов. И даже от углов вообще, как парадоксально это не звучало. Это касалось всего, за что он брался – от кресел до терминалов аэропортов.

Сааринен и самый дорогостоящий архитектурный проект в США моментально попали на обложку журнала The Time. Иллюстратор – талантливый эмигрант Борис Арцыбашев.

В Техническом центре General Motors, напротив, торжествуют углы и строгие грани, и в этом смысле это нетипичный для Ээри Сааринена проект. Однако архитектору удается создать среду, которая удивительным образом будет стимулировать работников центра на свежие, необычные идеи.

Контракт с Саариненом был подписан 3 декабря 1948 года, строительство комплекса началось в 1949 году и было закончено в 1956-м. Грандиозный технический центр обошелся корпорации General Motors в баснословную сумму $125 млн. – это был абсолютный рекорд для архитектурных проектов в мире, не считая, конечно, перепланировки Парижа бароном Жоржем Османом в XIX веке и так и не осуществленной перестройки Берлина при Гитлере придворным архитектором Альбертом Шпеером.

Подпишитесь на «За рулем» в