Хроника: Омнибус – значит, общий
105 лет назад, 11 июня 1906 года в Париже началось регулярное автобусное сообщение.
Первый автобус марки Brillié-Schneider с четырехцилиндровым двигателем мощностью 35 л.с. отправлялся по маршруту от церкви Сен-Жермен де Пре до Монмартра и обратно. Принадлежал автобус Compagnie générale des omnibus (CGO), «Главной компании омнибусов», державшей монополию на наземные пассажирские перевозки в Париже (метрополитен, появившийся в 1900 году, обслуживала другая компания).
Слово Omnibus в переводе с латыни значит «общий». Еще в XIX веке этот вид транспорта стал неотъемлемой частью быта парижан.
«Плата за письмо, билет в омнибус означают для меня ужасный расход, и я не выхожу из дому, чтобы сберечь свое платье», - писал в своих дневниках Оноре де Бальзак. Сюжет одного из своих рассказов, Un debut dans la vie (1842 г.), великий французский писатель разворачивает вокруг прообраза современного городского автобуса – конного экипажа с «империалом», т.е. дополнительными местами на крыше. В рассказе фигурируют «гондолы», «ласточки Уазы», малые и большие дилижансы, «кукушки» – все это типы общественных карет того времени. Бальзак пишет и о «зайцах». Только это не пассажиры, кто не оплачивает проезд, а те, кого владелец экипажа подсаживает сверх разрешенной властями нормы, в расчете на снисходительность знакомого полицейского. Первые ограничения на общественный транспорт Парижа были наложены, между прочим, еще в 1662 году при Людовике XIV. Тогда инициатива пустить по Парижу общественные кареты исходила от самого Блеза Паскаля, выдающегося естествоиспытателя.
Следуя Бальзаку, подобные кареты носили разные названия. Известен афоризм писателя: «Перед «кукушкой» все французы равны». «Кукушка» – это ни что иное, coucou, один из видов городского транспорта. А как появился термин «омнибус»? Владельцы общественных карет придумывали им запоминающиеся названия – это было равносильно тому, как дать громкое имя своему предприятию. Карет таких было немного, и горожане обычно знали, что в такой-то час от такого-то места отойдет, допустим, «ласточка Уазы». Была даже своя «Газель»!
Именовать общественные кареты омнибусами придумали вовсе не в Париже, а в Нанте, где на одной из площадей располагалось ателье известного шляпника. Ателье называлось «Omnes». Место было удобным, и некто Станислас Бодри избрал его остановкой своей общественной кареты. Имя своему экипажу перевозчик выбрал с юмором, Omnes omnibus, что-то вроде «все в одной шляпе». Дело развернулось, и в 1828 году Бодри получает патент префекта полиции Парижа на d'Entreprise générale des omnibus (EGO) – транспортную компанию по «перевозке населения за фиксированную плату по установленным маршрутам». У Бодри – добрая сотня экипажей, и парижане выучивают новое слово – «омнибус».
«Она всегда появлялась на том же самом углу и бежала за громоздким омнибусом, боясь опоздать. Она бежала торопливыми шажками, легкая и грациозная, и вскакивала на подножку еще до того, как лошади остановятся. Потом, слегка запыхавшаяся, входила в вагон, а усевшись, оглядывала окружающих.
Франсуа Тесье как только ее увидел, сразу почувствовал, что она безумно ему нравится…Через несколько дней они уже были знакомы, несмотря на то, что не перемолвились еще ни словом. Когда омнибус бывал переполнен, он уступал ей место и поднимался на империал, правда, с большим сожалением».
Ги де Мопассан, «Отец»
Бодри, правда, вскоре обанкротился и покончил самоубийством. Преемником его конторы стала основанная 22 февраля 1885 года Compagnie générale des omnibus (CGO).
Первые попытки перевести общественный транспорт с конной тяги на иную были предприняты осенью 1905 года в рамках Парижского автосалона. Смельчаки могли выбрать между паровиком Serpollet, бензоэлектрическими «гибридами» De Dion-Bouton и Krieger и машинами с ДВС - Brillié-Schneider, Latil, Panhard. Выбор CGO пал на Brillié-Schneider. Фирма получила заказ на 150 омнибусов. В 1913 году по 47 парижским маршрутам общей протяженностью 260 км раскатывало уже 900 автобусов, т.е., омнибусов, двигавшихся самостоятельно, без помощи лошадей. В январе того года улицы покинул последний из 700 с лишним конных омнибусов. Так в лексикон парижан вошло еще одно слово – автобус.
Интересно, что маршруты в те годы обозначались буквами латинского алфавита. Букв, естественно, не хватало, поэтому использовали и буквенные сочетания. От омнибусов автобус унаследовал и другую особенность – вход сзади, с площадки. Оттуда был доступ в салон первого класса и, по винтовой лестнице – на верхний уровень, во второй класс.
В отличие от Берлина и Лондона, в Париже двухэтажные автобусы быстро исчезли с улиц. Причиной тому – опрокинувшийся на площади Звезды автобус. А открытая площадка сохранилась даже в тех автобусах, где доступ в салон осуществлялся через привычные боковые двери. Вслед за Сименоном такие автобусы полюбил главный герой писателя, комиссар Мегрэ, поскольку на задней открытой площадке разрешалось курить. Последний раз прокатиться на таком автобусе по Парижу можно было в 2002 году – он ходил по 29 маршруту.
В 1921 году Compagnie générale des omnibus сошла со сцены. В наши дни ее функции выполняет общество Régie autonome des transports parisiens (RATP), объединяющее все виды городского общественного транспорта, за исключением такси. Образцы старых парижских омнибусов, автобусов, троллейбусов и трамваев сегодня можно увидеть в Musée des transports urbains, interurbains et ruraux в Коломбэ, округ Верхняя Сена.