Рост китайского авторынка замедлится
Американские аналитики подсчитали, что китайский авторынок будет «прибавлять» ежегодно от 12 до 15 процентов вплоть до 2016 года. Это, конечно, не 30-процентные приросты прошлых лет, обеспечившие стране в 2010-м году первое место в мире по продажам автомобилей и позволившие ей опередить даже Соединенные Штаты. Тенденция к снижению темпов роста рынка проявилась в апреле нынешнего года, когда продажи снизились на 0,25 процента.
По подсчетам американских исследователей рынка, 72 процента китайских семей, проживающих в городах и имеющих ежегодный доход более 60 тыс. юаней (примерно 9,25 тыс. долларов), приобретают автомобиль. Однако это всего лишь одна пятая часть всех городских семей и одна десятая всех семей в стране. В подавляющем большинстве случаев приобретаемый автомобиль является первым в семье, и большинство водителей сейчас находится за рулем первых своих автомобилей.
Каким образом китайцы ухитряются приобретать новые автомобили при том, что зарплаты специалистов в этой стране существенно ниже, чем в странах Америки и Европы, исследователям не ясно. К тому же они наблюдают нехватку в Китае высококвалифицированного персонала, и нехватка эта будет ощущаться, по их мнению, в течение ближайших десяти лет. Стоимость же собственно автомобиля и владения им год от года растет, в том числе прибавляет в цене моторное топливо.
В то же время автомобиль в Китае – это нечто большее, чем средство передвижения (знакомые слова, не правда ли?). Здесь наличие автомобиля в семье гораздо более является показателем социального статуса и стиля жизни, нежели в развитых странах. Судя по всему, именно это подстегивает граждан Поднебесной в гонке за обладание вожделенным автомобилем. Способствуют этому и 30-процентный рост вторичного рынка автомобилей, продаж запчастей, а также автосервиса. Хотя пока остается неясным, станут ли китайцы эксплуатировать свои транспортные средства до полного износа и утилизации, либо примут западную стратегию покупки автомобиля в кредит на срок от 3 до 5 лет. К последнему варианту их, похоже, стремятся подтолкнуть зарубежные автомобилестроители, освоившие более 70 процентов китайского автомобильного рынка.