Хроника: единственная победа японцев в Ле-Мане
20 лет назад, 23 июня 1991 года болид Mazda-787B пришел первым в 24-часовой гонке во французском Ле-Ман. Это был первый и единственный случай победы в этом престижном соревновании машины японской марки.
Японцам такая победа была важна принципиально, поскольку в это время Mazda активно завоевывала европейский рынок с моделью 323, предшественницей нынешней Mazda 3. Немецкие автомобильные журналы раз за разом присуждали японской малолитражке призы за надежность и рентабельность.
Вместе с тем дебют болидов 787 на 24-часовых гонках в Ле Мане 1990 года закончился сходом двух из трех машин из-за проблем с перегревом силового агрегата (4-секционного роторно-поршневого двигателя). А третья Mazda-787 финишировала только на 20-й позиции.
На 59-ю по счету гонку «24 часа Ле Мана» в 1991-м компания привезла усовершенствованные машины 787B. Их вели «слетанные» экипажи в составе Пьера Дьюдона, Такаси Йорино, Юдзиро Терада (машина под стартовым номером 56), Фольмер Вейдлер, Джонни Херберт, Бертран Гашо (номер 55) и Маурицио Сандро Сала, Стефан Йоханссен, Дэйв Кеннеди (номер 18). Машина №18 имела более низкое передаточное отношение главной пары, что позволяло ей экономить топливо. Однако и скорость была на пару десятков км/ч ниже. Большинство пилотов обладало богатым опытом выступления во Всеяпонском чемпионате спортпрототипов (AJSPC) и Всемирном чемпионате спорткаров (WSC). Несмотря на то, что стартовые места команды были невыгодными (19-я, 23-я и 30-я позиции), машине №55 ближе к ночи удалось вплотную приблизиться к спроектированным мастерской Sauber трем Mercedes-Benz C-11 (одним из сменных пилотов которого был Михаэль Шумахер). «Мерседесы» оказались слабыми противниками: один сошел из-за проблем с коробкой передач, другой – также из-за неполадок. На 22-м часу гонки вперед вышел болид Mazda 787B с Гербертом за рулем. Он даже отказался покидать кокпит в положенный для смены час, чтобы удерживать темп. Он пришел первым, проехав 362 круга и отмотав 4932,2 км.
На следующий год Fédération Internationale de l'Automobile (FIA) запретила использовать роторно-поршневые двигатели в гонках спортпрототипов. Так что победа 787В в 1991 году стала еще и единственной в истории Ле Мана победой роторно-поршневого автомобиля.