Хроника: первый SUV
65 лет назад, 11 июля 1946 года, компания Willys-Overland Motors выпустила модель Station Wagon – прообраз всех современных SUV.
После окончания Второй мировой войны компания Willys-Overland Motors оказалась в весьма уязвимом положении на фоне других автомобильных фирм. Она могла представить на рынок только одну модель – легкий армейский вездеход Jeep. Пусть и овеянный славой, этот автомобиль вряд ли мог обеспечить выживаемость компании, поскольку новым машинам составляли конкуренцию огромное число «демобилизованных» Jeep. Это сегодня утилитарность Jeep Wrangler привлекает к модели поклонников стиля «милитари» и является одним из столпов философии бренда. В те же годы сотни тысяч американских солдат мечтали вернуться к уюту и покою. И пересесть, наконец, с кургузых вездеходов в комфортабельные авто.
От банкротства компанию спасло то, что проблема взволновала американцев. Еще в 1943 году журнал Popular Science по собственной инициативе объявил конкурс на лучшее послевоенное применение Jeep. Конгрессмены создавали комиссии по конверсии Jeep. Очевидно, что в кратчайшие сроки предстояло создать какую-то новую модель. Но какую? Трудно выдумать что-либо, о чем не имеешь никакого представления. Вот и главный конструктор Jeep-Overland Барни Руз мыслил вполне очевидными категориями – построить пусть маленький, но комфортабельный легковой автомобиль. Однако по американским представлениям, «маленький» и «комфортабельный» были взаимоисключающие понятия.
Понимая глубину задачи, председатель правления и основной акционер Willys-Overland Уорд Кенедэй нацелил своих сотрудников на поиск нового образа Jeep. Это была своего рода адаптация к мирной жизни воина, прошедшего огонь, воду и медные трубы.
Для этой работы привлекли дизайнера Стивена Брукса, славившегося нестандартным подходом к решению задач. Впрочем, поначалу его предложения не блистали оригинальностью. Он нарисовал Victory Car, - накрыл легковым кузовом типовое шасси Jeep. К слову, подобной «конверсией» занимались в войсках. В частности, солдаты в Германии приладили к Jeep кузов от Opel Olympia.
Одним из отцов Jeep Station Wagon стал президент Willys-Overland Чарльз Соренсен по прозвищу «чугунный Чарли» (так его обозвал Генри Форд). Интересно, что дизайнер Брукс Стивенс признавался в интервью, что тогда ему показалось, что Соренсен находится на закате карьеры. Еще бы, из Ford Motor Co. перейти в крошечную фирмёшку, которая вот-вот обанкротится. Получилось, однако, что Соренсен вдохнул в компанию Willys-Overland новую жизнь.
Производство Willys Station Wagon завершилось только в 1965 году, всего было построено порядка 300 000 машин. Кроме того, довольно долго машину выпускали в Бразилии.