В Москву заглянул топливный кризис
В середине недели столичные водители ощутили нехватку бензина АИ-95 и АИ-98. Информация о том, что на ряде АЗС отсутствует 95-й бензин, появилась в среду вечером, а 4 августа москвичи обнаружили, что и 98-й есть не везде.
Неужели на Москву надвигается топливный кризис, который весной гулял по стране, но столицу миновал, отметившись лишь в Подмосковье? Как отмечает РБК daily, нефтяные компании признают, что проблемы с поставками бензина существуют, но считают повинными в них логистику и... самих водителей. «Мы просто не успеваем его подвозить. Это связано в том числе с ажиотажным спросом и московским трафиком», — объяснили в ЛУКОЙЛе дефицит АИ-95 на АЗС группы. И привели такие данные: 24 июля через собственную сеть компании реализовали 1155 тонн бензина, а 29 июля — уже 1835 т. По сравнению с показателями прошлого года в июле продажа топлива увеличилась на 30%
Роснефть, как и другие нефтянщики, также ссылается на пробки и при этом уверяет, что «никаких перебоев с бензином мы не испытываем».
Однако независимые продавцы топлива сетуют на проблемы с поставками бензина популярных марок. «Да, напряженность с обеспечением бензином АИ-92 и АИ-95 есть», - отметили в ООО «Магнум Ойл». Причину называют ту же, что и весной: компании-монополисты нефтяного рынка в первую очередь обеспечивают топливом собственные АЗС.
Исполнительный директор Российского нефтяного союза Григорий Сергиенко поясняет: нынешняя ситуация спровоцирована тем, что владельцы независимых АЗС вынуждены закупать топливо по завышенным ценам, а продавать - по заниженным, поскольку правительство наложило ограничения на рост цен. Разница в стоимости крупнооптовых и мелкооптовых партий бензина, по словам независимых продавцов, достигает пяти-шести тысяч руб. за тонну. При этом розничные цены на заправочных станциях крупных НК искусственно поддерживаются на 2—2,5 руб. за литр ниже цен на независимых АЗС.
Как отметил источник в ТК «Спектр», на основной московской нефтебазе Володарская, где нефтепродукты между трейдерами распределяет «Газпромнефть», заявки аффилированных компаний чаще всего удовлетворяются на 100%, в то время как по заявке независимого трейдера на 300 тонн могут выделить всего 10 т. Те компании, которые купаются в бензине, не упускают возможности установить спекулятивные цены. «Остается либо покупать и работать себе в убыток, либо не покупать и вообще не работать», — подытоживают независимые торговцы бензином.
Между тем в июне чиновники ожидали, что кризис разразится не раньше чем через год-полтора.