45 лет назад, 11 августа 1966 года, на заводе в Норвуде, штат Огайо, началась сборка Chevrolet Camaro.
Chevrolet Camaro SS396 1967 модельного года. Серийным спортивным моделям, так называемым «пони-карам», придавали эффектный вид, заимствуя элементы оформления у машин, участвующих в кольцевых гонках. Отсюда – контрастные полоски, «как у шмеля», загадочный логотип SS и многое другое. Вариант Super Sport оснащался так называемым big block’ом – мотором V8 рабочим объемом 396 «кубодюймов» (6,5 л, 325 л.с.) и 3-ступенчатой автоматической трансмиссией. До 100 км/ч автомобиль разгонялся за впечатляющие 9 секунд «Что такое Camaro?» – поинтересовались журналисты у управляющего отделением Chevrolet Элиота Эстеса. «Это маленькое злобное животное, питающееся «Мустангами»», – пошутил он.
Реклама Camaro 1967 года: «Как много Camaro вы захотите, зависит от того, насколько крутым водителем вы захотите быть». Варианты – от 4,1-литровой «шестерки» мощностью 140 л.с. до 6,5-литрового V8 мощностью 325 л.с Слухи о том, что General Motors готовит ответ на сверхпопулярный Ford Mustang, будоражили автомобильных журналистов Америки на протяжении всего 1966 года и ловко подогревались пиар-службой.
Пилот Билл Дженкинз выиграл на Camaro первые гонки NHRA Pro Stock в городе Уинтернэшнл в 1970 году. Pro Stock – это гонки дрэгстеров, построенных на основе серийных моделей или выглядящих, как они, так называемых «фабричных хот-родов». С 1965 по 1975 год Дженкинз выиграл 13 гонок чемпионата National Hot Rod Association В апреле 1965 года одна уважаемая детройтская газета сообщила, что готовящаяся машина зовется Panther. В общих чертах ее макет был готов еще в ноябре 1964-го, и на нем действительно красовалась хромированная вязь Panther. В основу будущего Camaro легло шасси компактного седана Chevrolet Nova (Mustang базировался на седане Ford Falcon).
Camaro RS/SS 1968 модельного года. Версия Rally Sport отличалась более изысканной отделкой. Под капотом такой же V8 рабочим объемом 6,5 л, какой был установлен на кабриолете, работавшем «пейс-каром» на гонке Инди-500 1967 года. Характерные «потаенные» фары в Америке вскоре запретят из соображений безопасности В Chevrolet даже придумали некое «Общество по искоренению «Леопардов» из автомобильного мира» (Society for the Eradication of Panthers from the Automotive World, SEPAW), и от имени этой организации рассылали журналистам телетайпы.
Camaro второго поколения дебютировал в феврале 1970 года, все так же базировался на шасси седана Chevrolet Nova и выпускался почти 12 лет. Версия Z/28 предназначалась любителям «зажечь» и имела под капотом двигатель Small block рабочим объемом 350 «кубодюймов» (5,7 л) конфигурации V8 мощностью 360 л.с. На фото: модель 1974 года, поскольку в этот год вступили в силу новые требования по пассивной безопасности, и компания вынуждена была установить на машину энергопоглощающие алюминиевые бамперы. Такая версия выпускалась всего год, поскольку в 1975 году по странному решению от Z/28 отказались. Все это делалось в том числе и для того, чтобы сбить с толку соперничающие корпорации, поскольку машина, носившая в то время условное обозначение XP-836, действительно могла составить серьезную конкуренцию Ford Mustang.
28 июня 1966 года в отеле «Статлер-Хилтон» в Детройте состоялась грандиозная пресс-конференция, на которой официально объявили о подготовке к выпуску нового автомобиля. Причем с журналистами из 14 городов выходили на телефонную связь в режиме реального времени. Тогда-то Элиот Эстес в шутку принял всех приглашенных в общество SEPAW, а уже серьезно сообщил, что новинка получит имя, начинающееся на «C», в духе известных моделей Chevrolet: Chevy, Corvair, Corvette… В этот момент на сцену в конференц-зале отеля вышли пять миловидных девушек с большими буквами в руках. Шестую поднял сам Эстес. Гости прочли: C A M A R O.
Camaro третьего поколения являл собой отказ от прежнего F-body с архаичной рессорной задней подвеской и массивным передним подрамником. Переднюю подвеску на двойных поперечных рычагах заменил модный «Макферсон», сзади тоже появились пружины. Шасси, впрочем, вновь получило внутризаводское обозначение F-body. Впервые Camaro примерял четырехцилиндровый двигатель, впрыск топлива, пятиступенчатую «механику», четырехступенчатый «автомат» и кузов типа «хэтчбек» Премьера автомобиля состоялась 12 сентября 1966 года в Детройте и 19 сентября 1966 года в Лос-Анджелесе. Такая задержка обуславливалась необходимостью обеспечить достаточный запас товарных образцов к моменту начала продаж. Требовалось минимум 8 – 10 тыс. машин. Продажи Chevrolet Camaro официально стартовали 29 сентября. Базовая версия купе с шестицилиндровым рядным двигателем объемом 4,1 л и трехступенчатой механической коробкой стоила $2466.
Camaro пятого поколения, производство которого началось 16 марта 2009 года на заводе в Ошава, создавался как модель с «ностальгическим» дизайном в стиле первого поколения машины Название автомобиля, который выдержал четыре переиздания и недавно был возрожден как спортивное купе (и родстер) ностальгического дизайна, было выбрано из более чем 2000 вариантов. После первых успехов новинки Эстес разоткровенничается с подчиненными: «Я пошел в туалет, заперся в кабинке и вышел оттуда уже с готовым названием».
Chevrolet Camaro часто использовались в качестве разгонных машин сопровождения (pace-car) на гонках Инди-500 в Индианаполисе. На снимке: образцы 1993, 1982, 1969 и 1967 годов. Раскручивая Camaro пятого поколения, корпорация General Motors проплатила участие этого автомобиля в качестве пейс-кара в 2009, 2010 и 2011 годах Подпишитесь на «За рулем» в