«Серый» импорт в законе
Высший арбитражный суд (ВАС) выступил в защиту компаний, занимающихся параллельным импортом.
Как пишет сегодня газета «КоммерсантЪ», президиум ВАС может пересмотреть дело о конфискованном автомобиле Porsche Cayenne S, ввезенном в Россию без согласия производителя.
Судьи считают, что конфисковывать можно только контрафактные товары, а в дела о параллельном импорте фирменных товаров таможня вмешиваться вообще не должна.
В распоряжении "Ъ" оказалось определение коллегии ВАС, которая 31 октября передала в президиум дело о конфискации автомобиля марки Porsche Cayenne S.
Ввезти автомобиль в Россию пыталось в конце прошлого года ООО "Генезис", не являющееся официальным дилером Porsche.
ООО "Порше Руссланд", владеющее лицензией на использование в России товарных знаков Porsche и Cayenne, обратилось в Центральную акцизную таможню с заявлением о нарушении права на товарный знак. Таможня обратилась в арбитражный суд Москвы, и тот 28 марта конфисковал автомобиль на основании ст. 14.10 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). 12 мая это решение поддержал Девятый арбитражный апелляционный суд.
"Генезис" подал жалобу в ВАС, и теперь коллегия судей предлагает пересмотреть дело в пользу компании.
Судьи ВАС отмечают: суд первой инстанции выносил решение по Закону о товарных знаках, который был уже отменен, поскольку с 1 января действует четвертая часть Гражданского кодекса (ГК).
Коллегия сослалась на ст. 1515 ГК, которая предусматривает ответственность, прежде всего, за производство и оборот контрафактных товаров.
В определении о передаче дела в президиум ВАС сделан вывод о том, что публичные интересы нарушает только оборот контрафактных товаров и только такое нарушение должно караться конфискацией. А в отношении оригинальных товаров, ввозимых без разрешения владельца прав на товарный знак, ст. 14.10 КоАП применяться вообще не должна.
Владельцы же прав на товарный знак могут, по мнению коллегии, защищать свои права "гражданско-правовыми средствами", проще говоря, путем самостоятельной подачи исков без помощи административных органов.
Официальные автодилеры в последнее время требовали от Федеральной таможенной службы (ФТС) усилить борьбу с параллельными импортерами. В конце октября, например, представители немецкой компании BMW и японских компаний Nissan и Toyota направили в ФТС письма с просьбой пресекать ввоз любого товара с их фирменной маркировкой, если у владельца отсутствует разрешение компании.
"Теперь официальным дилерам дали понять, что защищать свои права они должны самостоятельно, не полагаясь на административные структуры",— говорит заместитель гендиректора компании "Право и консультации" Павел Монаков. По его словам, коллегия ВАС впервые в судебной практике сформулировала, что конфискация по ст. 14.10 КоАП может применяться только в отношении контрафакта, который в принципе представляет угрозу для публичного порядка.
Представители "Порше Руссланд" были вчера вечером недоступны для комментариев, пишет «КоммерсантЪ».