Хроника: любимый «рафик»
50 лет назад, в сентябре 1961 года, в Риге были построены первые микроавтобусы RAF-977Д «Латвия».
Рижский опытный автобусный завод, или Rīgas eksperimentālā autobusu fabrika, позднее получивший известность как Rigas Autobus Fabrika, в сентябре 1961 года подготовил новую модель 10-местного микроавтобуса RAF-977Д «Латвия».
В тот период предприятие переезжало с улицы Тебрас на улицу Дунтес, в более просторные производственные помещения. Открывались возможности к расширению выпуска микроавтобусов, которые прежде изготавливались в небольших объемах.
Публика на выставках в Лондоне, Брюсселе, Женеве, Париже и не подозревала, в каких условиях разрабатывался и выпускался микроавтобус «Латвия». Конструкторский отдел REAF состоял всего из десяти инженеров. Главным конструктором был Дмитрий Моисеевич Шпекторов. Лабораторной базы не существовало, поэтому опытные образцы приходилось гонять для снятия замеров в Горький на ГАЗ.
Облик РАФ-977Д разработала Светлана Вагаршаковна Мирзоян, незадолго до этого распределившаяся в Ригу после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной. Светлана Вагаршаковна была единственным художником-конструктором на РАФе, поэтому занималась экстерьером, интерьером, разработкой символики и рекламных брошюр. До нее рижский микроавтобус (постройку первого экземпляра приурочили к Фестивалю молодежи и студентов 1957 года) имел довольно странный вид. Светлана Мирзоян придумала автомобилю неброский, но очень запоминающийся образ.
Внешне новинку отличало от предшественника РАФ-977В цельное гнутое лобовое стекло, а также форма облицовки воздухозаборника радиатора и расположение фар. Прежняя машина базировалась на узлах и агрегатах ГАЗ-20В «Победа», а новую перевели на базу ГАЗ-21 «Волга» (ведущий конструктор машины В.Силс). Кузов автомобиля получил усиленное, по сравнению с предшественником, основание.
15 ноября 1961 года вышел приказ по заводу о начале пробеговых испытаний РАФ-977Д и его туристической модификации 977Е с плексигласовым прозрачным сдвижным люком в крыше (его конструировал инженер Э. Гринберг).
Испытания проводились вплоть до ноября 1962 года. Хотя считается, что машина выпускалась серийно с осени 1961-го. Такое несоответствие объясняется просто: рижане обязались изготовить десять микроавтобусов в подарок XXII съезду КПСС (он открылся в Москве 17 октября 1961 года). Обещание выполнили. Такого рода «подарки съезду» являлись распространенным делом. При неблагоприятном развитии событий они тотчас расценивались как «очковтирательство». В случае с РАФом все обошлось. Завод продолжал делать старую модель - в середине декабря 1961-го вышел тысячный экземпляр.
Серийное производство микроавтобуса РАФ-977Д началось только в мае 1962-го, по планам завод рассчитывал выпустить 1200 машин до конца года.
Вместе с модификациями 977Д и 977Е был разработан автомобиль медицинской службы РАФ-977И, а также фургон РАФ-997К (в серию его запустили на Ереванском автозаводе).
В 1965-м микроавтобус подвергся первой модернизации – исчезли плексигласовые оконца в скатах крыши и гнутые стекла в задних углах кузова. Производство туристической модификации сочли нерентабельным и, сделав 302 экземпляра, свернули.
В 1968 году технологические возможности предприятия позволили увеличить размеры боковых панелей и избавить кузов от частокола оконных переплетов. Теперь с каждой стороны было всего по четыре окна вместо прежних шести, появилась широкая дверь в пассажирский салон. Упростили конструкцию сидений, изменили планировку салона – мест стало 11. Усовершенствованная базовая модель получила индекс 977ДМ.
Что касается модификаций, то среди них самой необычной был пассажирский автопоезд «Рига» (РАФ-980-979) на 64 посадочных места. Автопоезд использовали для подвоза пассажиров к трапу в аэропортах, а также на ВДНХ в Москве. Идея «Риги» принадлежит дизайнеру Светлане Мирзоян, которая, уже сменив место работы, создала несколько проектов аэродромного транспорта.