Хроника: сэр Jaguar
110 лет назад, 4 сентября 1901 года родился сэр Уильям Лайонс, основатель компании Jaguar Cars Limited.
Он появился на свет в Блэкпуле. Его отец-ирландец, тоже Уильям, держал в этом городе магазин музыкальных инструментов, в который однажды забежала дочка местного мельника Милли Бэркрофт. Ей-то и было суждено стать матерью основателя марки Jaguar. К огорчению отца, у мальчика не оказалось музыкального слуха. Зато он интересовался техникой. После окончания технического колледжа в Манчестере он пошел работать на тамошний автомобильный завод Crossley.
Поворотным пунктом в биографии Уильяма-младшего стала встреча с еще одним Уильямом – Уолмсли. Если у первого в голове водились кое-какие мысли, то у второго было все в порядке с деньжатами – он был сыном торговца углем. Вместе они начали переделывать мотоциклы – оснащали их боковыми прицепами в стиле «цепеллинов». Почти каждый британец после Great War, первой мировой войны, представлял себе, что такое «цеппелин» – эти дирижабли бомбили Лондон. Материал, который партнеры пустили на мотоциклетные люльки, тоже являлся своего рода «отголоском войны» – алюминием. Процесс проистекал в гараже Уолмсли. А в гостиной его молодая супруга с увлечением строчила на машинке обивку для этих люлек.
В 1922 году – на 21-й день рождения Лайонса – партнеры зарегистрировали Swallow Sidecar Company. По воспоминаниям сэра Уильяма, в компании работало тогда «три с половиной человека». Раму для колясок им поставляла мастерская Montgomery из Ковентри. Дело шло со скрипом. Образно говоря, партнеры едва доживали до зарплаты.
В 1924 году Лайонс женился на Грете Браун. Молодым подарили… автомобиль Austin Seven. У Лайонса возникла идея приодеть эту самую доступную в те времена на рынке модель в более элегантный кузов из того же алюминия, что шел на изготовление мотоциклетных колясок. В 1927 году машина была продана за 187 фунтов, при том что базовая модель стоила 165. Уильям Уолмсли обозвал приятеля сумасшедшим, когда тот вернулся в мастерскую, размахивая заказом на 500 автомобильных кузовов того же фасона. Это означало, что партнерам нужно было выпускать по 20 кузовов в неделю.
Одновременно это означало и переезд из крохотного Блэкпула в большой город, где можно было подыскать помещения для разрастающегося на глазах дела. Ближайшим таким городом оказался Ковентри – там пустовали цеха бывшей снарядной фабрики. Даже в новых помещениях, с нанятым персоналом партнеры трудились по 14 часов в день. В 1929-м компания изготавливала по 100 кузовов в неделю.
В октябре 1931 года Лайонс представил журналистам первый автомобиль уже собственной марки, SS1 (его компания называлась Swallow Sidecars). По правде, шасси целиком разработала автомобильная фирма Standard Motors. Тем не менее отзывы о новинке были положительными. Следующим шагом Лайонса было пригласить в компанию третьего Уильяма – Хейнса, инженера-моториста из компании Humber. Тот спроектировал первый двигатель. Как и многие другие, Хейнс проработал с Лайонсом долгие годы, хотя отзывался о нем как о зануде с тяжелым характером и напрочь лишенном чувства юмора. Лайонс не любил, когда ему перечили, и только Хейнс отваживался открыто возражать ему.
К этому времени Лайонс нанял весьма пронырливого молодого человека по имени Эрнст Ранкин заведовать рекламой и связями с общественностью. Ранкин сказал Лайонсу, что глупо называть спортивный автомобиль «Ласточкой». Он выложил перед начальником листок бумаги с перечнем зверей, более подходящих в качестве названия; Лайонс выбрал Jaguar.
Забегая вперед, скажу: Ранкина, проработавшего с Уильямом Лайонсом долгие годы, всегда отличали смелые решения. В 1958 году по просьбе одного дилера из Гримсби он не задумываясь приказал разрезать новенький Jaguar пополам. Дилер, Ричард Беллами, просил левую половинку – он собирался повесить ее на фасад шоу-рума.
Первым автомобилем, получившим новое имя, стал SS 2,5 Litre Saloon 1935 года. После второй мировой войны аббревиатура SS вызывала негативные ассоциации, поэтому компанию переименовали в Jaguar Cars Ltd.
Седьмого февраля 1956 года Уильям Лайонс, эсквайр, за заслуги перед королевством был посвящен в рыцари и теперь именовался «сэр». В тот же год королева Елизавета и герцог Эдинбургский нанесли визит на завод Jaguar в Ковентри. Год спустя, 12 февраля 1957-го пожар уничтожит предприятие. Королева пришлет сэру Уильяму сочувственную телеграмму.
Под руководством Уильяма Лайонса компания Jaguar завоевала всеобщее признание, пережила деприватизацию, кризис под государственным управлением... Лорд Лайонс оставался у руля своего предприятия до 1972 года, после чего вел жизнь типичного британского пенсионера в своем имении Уоппенбери Холл. Умер он 8 февраля 1985 года.