Протекционизм в экономике – «путь в никуда»
Эксперты призывают руководство страны перестать замалчивать проблемы и вести полноценную дискуссию по всем принимаемым вопросам с обществом. Только так можно избежать непродуманных и поспешных решений, полагает председатель правления Института современного развития (ИНСОР), вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс.
Как сообщает «Интерфакс», у экспертов есть претензии к поведению российской исполнительной власти в кризисных условиях
"Считаем, что от полуфраз и фигур умолчания нужно идти к более честному диалогу с обществом", - сказал Игорь Юргенс. "Ряд мер, требующих общественного обсуждения, носят характер декларативный, исходящий из штаба".
В качестве примера И.Юргенс назвал недавнее решение Правительства РФ о введении заградительных пошлин на импорт подержанных автомобилей.
По его мнению, президент РФ Дмитрий Медведев, участвуя во встрече G20 в Вашингтоне, четко обозначил, что протекционизма в России не будет. "Это путь в никуда", - сказал И.Юргенс. Впрочем, он признает, что протекционистские меры в условиях кризиса применяют и "западники".
По мнению И.Юргенса, решение о повышении пошлин на ввоз иномарок было поспешным, и в настоящее время возможен его пересмотр перед лицом общественного недовольства на Дальнем Востоке. Этого можно было бы избежать при условии предварительного обсуждения пошлин с представителями бизнеса и общества, уверен И.Юргенс.
С ним соглашается и другой эксперт, директор Института экономики РАН Руслан Гринберг, отмечающий, что "демократически принимаемые решения - более надежны, меньше вероятность ошибки".
Эксперты также рассказали о своем видении развития экономики страны на будущий год. Их всего два - пессимистический и оптимистический, но между ними огромная пропасть, как выразился И.Юргенс.
Оптимистичный сценарий будет реализован в том случае, если Китай, являющийся важным потребителем российского экспорта, удержит темп роста своей экономики на уровне около 8%,
заработает глобальная система кредитования и цена нефти поднимется до $60-65 за баррель. В этом случае во второй половине года российские компании начнут получать заемные средства под "мыслимые проценты". По мнению И.Юргенса, вероятность роста нефтяных цен есть, так как для многих из крупнейших добывающих стран, в том числе Кувейта и Ирана, цена в $35 за баррель ниже себестоимости добычи.
При реализации оптимистичного сценария российская экономика в 2009 году покажет нулевой рост либо вырастет на 1-2%, полагает глава ИНСОР.
При худшем развитии событий Китай не выдерживает темпов роста, а цена нефти не поднимается выше $35. "В таком случае нас ждет падение ВВП на 10%, значительное сокращение занятости и полномасштабный кризис", - полагает И.Юргенс.
Р.Гринберг в свою очередь подчеркивает, что российская экономическая модель очень уязвима, так как в основном "завязана" на экспорт. За последние 8 "тучных лет" структура экономика РФ еще более примитивизировалась, а кризис предоставляет "окно возможностей" для замещения внешнего спроса внутренним.
Деловая газета «РБК-daily» пишет сегодня о том, что вчера на съезде «Деловой России» и на экономическом клубе ФБК подвели предварительные итоги уходящего года.
В новый год Россия входит с негативными тенденциями, выразившимися в обвальном падении ВВП и промышленного производства, растущем расслоении общества и социальной напряженности.
Вчера Росстат отчиталсяо первом падении промышленности: за ноябрь она упала на 8,5%. По оценке партнера ФБК Игоря Николаева, в декабре падение будет не менее 10%: «Таких темпов снижения давно не было. Эти показатели формируют тенденции на 2009 год». При оптимистическом сценарии г-н Николаев прогнозирует в 2009 году падение ВВП на 4%, но более реалистичным ему представляется падение на 15%.
Глава «Деловой России» Борис Титов заявил, что в этом году производство столкнулось с превышением издержек над прибыльностью из-за дороговизны кредитов и роста внутренних энерготарифов. Об этом бизнес предупреждал еще в июле. Промышленность стала бы падать и без финансового кризиса, считает Титов.
Сегодняшние тенденции не дают России надежд пройти кризис мягче других стран. На более тяжелый сценарий указывают как минимум четыре фактора. Незавершенные структурные и институциональные реформы снижают эффективность антикризисных мер, считает Игорь Николаев. Оснований для роста экспортных цен на российское сырье также нет: мировой спрос падает. Фондовый рынок в России упал глубже и быстрее, чем в других странах: макроэкономические показатели будут негативно действовать на него даже при признаках оживления.
Антикризисные меры правительства г-н Николаев считает неэффективными. «Деньги по-прежнему не доходят до реального сектора», — также заметил Борис Титов.
Заявленное государством согарантирование пока касается лишь крупных компаний, но многие из них зависят от малого и среднего бизнеса. «Есть маленький производитель запчастей для АвтоВАЗа. Из-за финансовых проблем он собирается остановиться», — привел пример г-н Титов. Вчера «Деловая Россия» решила направить «Единой России» обращение о предоставлении обрабатывающим компаниям налоговых кредитов, увязанных с обещанием бизнеса не урезать фонды оплаты труда. Пока такие кредиты планируется предоставить лишь крупным предприятиям. «Если не можем довести ликвидность через банковскую систему, надо не выкачивать ее, а дать налоговый кредит. Если эта мера будет касаться только крупных компаний, лишь они и останутся», — говорит Борис Титов.
Эксперты предупреждают о росте социальной напряженности.
По прогнозам члена правления Института современного развития Евгения Гонтмахера, реальные доходы населения в 2009 году упадут на 15—20%. Однако никакие реальные меры по борьбе с безработицей в правительстве пока даже не обсуждают. Ссылаясь на результаты соц¬опросов, г-н Гонтмахер заметил, что уже треть населения недовольна ситуацией. Тяжелее будет в феврале, когда начнутся массовые увольнения и сокращения зарплат.
В последние годы стабильность была валютой, которой государство платило населению в обмен на ликвидацию политических свобод, считает президент Института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан. По его словам, пора определить, на каких принципах и ценностях будут строиться отношения власти и общества в новой экономической ситуации.