Россия не спасет мировой автопром
Продажи автомобилей в 2009 г. в России могут снизиться на 45%, считают эксперты компании PricewaterhouseCoopers.
Меньше всего пострадают отечественные марки и подержанные иномарки, пишет сегодня деловая газета "РБК daily".
Падение на 45% - это пессимистичный сценарий развития автопрома, который озвучил партнер PricewaterhouseCoopers Стенли Рут на конференции "АСМ-холдинга", посвященной итогам развития автопрома в 2008 г.
Согласно этому сценарию, в 2009 г. продажи в январе составят менее 100 тыс., к апрелю выйдут на уровень 150 тыс. автомобилей в месяц, на котором и продержатся до ноября. Для сравнения: в этом году ежемесячные продажи (включая и подержанные авто) колебались в пределах 200-300 тыс. машин. Таким образом, весь рынок в следующем году может упасть до 1,73 млн автомобилей. В этом году, считает С.Рут, будет продано 3,1-3,2 млн автомобилей, из которых 400 тыс. составят подержанные.
Он предполагает, что повышение пошлин и кредитный кризис больше всего ударят по импорту новых и подержанных иномарок.
Одновременно выиграют производители отечественных автомобилей, считает эксперт. "У них ниже цены и расходы в рублях, и их не затронут пошлины", - говорит он. Кроме того, они выиграют и от снижения доли кредитных продаж до 10%, отмечает эксперт.
По его оценке, до кризиса доля продаж в кредит составляла 50% от объема продаж в долларовом выражении, или около 35% в штуках. При этом основную часть кредитных машин составляли недорогие иномарки. "Сейчас покупателям этого сегмента придется удовлетвориться более дешевыми автомобилями, возможно, и отечественных брендов", - считает С.Рут. Вместе с тем продажи подержанных иномарок также могут немного вырасти.
У С.Рута есть и оптимистичный сценарий:согласно ему, с марта 2009 г. рынок преодолеет планку в 200 тыс. машин в месяц, а снижение годовых продаж составит 15%, то есть до 2,68 млн автомобилей. С этим прогнозом согласен и консультант A.T.Kearney Евгений Богданов, который допускает, что продажи новых автомобилей в 2009 г. снизятся на 26% - до 2 млн. При этом количество машин в кредит снизится с 1,2 млн до 600-700 тыс., то есть с 44 до 32% в объеме продаж.
По мнению С.Рута, больше всего от кризиса пострадают производители компонентов. Иностранные производители, организовавшие сборку в России, скорее всего, замедлят темпы наращивания объемов производства.