Подробно: новый S-мотор Audi
Потребление горючки в смешанном, «теоретическом» цикле на уровне 9,7-10,2 л/100 км – это более чем хорошо для больших четырех- и пятидверок, способных дать фору иным легковесным спорткарам. Но какой ценой достигнута подобная эффективность? «Cylinder on demand», то бишь отключение половины цилиндров – вот на чем акцентируют внимание немцы. Если водитель не прессует акселератор, угловая скорость коленвала колеблется в пределах 960-3500 об/мин, а КПП (семиступенчатый «робот» S tronic или восьмидиапазонный «автомат» ZF) задействует передачу не ниже третьей, то активны лишь первый, четвертый, шестой и седьмой «горшки» – остальные «отдыхают». Так, впускные и выпускные клапаны в последних закрываются, бензин не поступает, искра не подается. Но перед деактивацией камеры сгорания все же наполняются воздухом, чтобы в них не создавался вакуум при перемещении поршней к нижней мертвой точке и таким образом не отбиралась мощность у коленчатого вала (не забываем, что все без исключения поршни продолжают совершать возвратно-поступательные движения).
Это позволяет сократить средний расход на 5%, а выбросы CO 2 – на 10-12 г/км. Но в реальности, как заявляют представители компании, на скоростях 80 и 130 км/ч экономия составляет 12% и 7% соответственно. Звучит красиво? Безусловно. А теперь переходим к недостаткам такого решения. Известно, что моторы V8 с углом развала цилиндров 90° – а у обсуждаемой нами «восьмерки» он именно такой – обладают неплохой уравновешенностью. Разумеется, не такой безупречной, как у рядных и оппозитных «шестерок» (вот почему BMW и Porsche так цепко держатся за них), но вполне приемлемой. Однако в экономичном режиме данный V8 превращается… в V4 (последовательность зажигания меняется с 1-5-4-8-6-3-7-2 на 1-4-6-7, причем за каждый оборот происходят не 4, а 2 вспышки). История знает не много V-образных «четверок»: необычную схему использовали на ЗАЗе и в Ford в 1960-х. Компактно и экономично, но в качестве «вознаграждения» – свободные силы инерции второго порядка, моменты от центробежных сил да сил инерции первого и второго порядков. Целый «букет», как говорится! Впрочем, тогда перед конструкторами не стояла задача предельно снизить уровень вибраций.
Но это не относится к мотористам Audi (инженеры из Bentley, к слову, тоже помогали). Тут в бой с «плясками» агрегата пошли его электронно-управляемые опоры. К тому же со звуками, вызывающими у пассажиров дискомфорт, борются система активного шумоподавления ANC (Active Noise Cancellation), принцип работы которой мы уже описывали, да выхлоп с «умным» клапанным регулированием. Дорого, сложно, но, по словам разработчиков, довольно действенно. Что ж, пока поверим на слово.
Среди особенностей конструкции двигателя, что будут собирать на предприятии фирмы в венгерском Дьёре, – расположение клапанов, приводимых четырьмя распредвалами: впускные находятся ближе к центру агрегата, тогда как выпускные – на «окраине». Это якобы улучшает термодинамику и укорачивает расстояние, которое преодолевают отработавшие газы. В общем, вот он, новый вектор политики даунсайзинга. Забавно только наблюдать ярое стремление немцев умерить аппетит отнюдь не бюджетных «заряженных» машин, жертвуя комфортом (насколько сильно, нам еще предстоит проверить). В любом случае, теперь мы точно знаем основного претендента на победу в конкурсе «Двигатель года 2012» в номинациях «темпераментный мотор» и «ДВС рабочим объемом от 4 литров». Эй, Ferrari V8, подвинься!