Конфликт между VW и Suzuki продолжается
Сценарий 1: Volkswagen уходит - Suzuki побеждает.
Немцы купили 19,9% акций Suzuki в 2009 г. примерно за 1,7 млрд. долл. Если продать их сейчас, то инвестиционные потери будут очевидны. Может быть, Suzuki выплатит компенсацию, чтобы столь откровенно не разрывать партнерство. Но шансов мало. Да и Volkswagen, независимо от поглощений ежегодно получающий миллиарды евро cash в качестве возврата инвестиций, не нуждается в подобном мгновенном приходе «налички», особенно в условиях снижающегося рынка. По мнению некоторых аналитиков, скорее всего, немцы оставят свою долю в качестве инвестиций в ценные бумаги и будут ждать других предложений, как бы это ни раздражало Suzuki. Продажа доли с потерей весьма маловероятна.
Сценарий 2: Volkswagen побеждает – Suzuki отказывается от закупок итальянских двигателей.
Suzuki разрывает договор с Fiat на поставку дизельных двигателей. Это приведет к тому, что Volkswagen обвинит японского автопроизводителя в нарушении условий альянса. Вдобавок неизбежно вызовет недовольство с итальянской стороны. Что, конечно, скажется на сотрудничестве Fiat и Suzuki, плодом которого стало производство одноплатформенных моделей SX4 и Sedici на заводе Suzuki в Венгрии. Но и это вряд ли. Suzuki не будет рисковать сотрудничеством с Fiat, его цель – развязаться с VW.
Сценарий 3: стороны идут на перемирие и договариваются.
У обеих компаний все еще сохраняется возможность вернуть взаимное доверие. Suzuki может пойти на закупку части двигателей у VW, чье производство находится по соседству в Венгрии. В ответ немцы могли бы дать целевой доступ к части своих разработок и технологий в тех сферах, в которых наиболее заинтересован Suzuki. Ведь основной целью этого союза для японцев был именно обмен технологиями, который пока так и не случился.
Сценарий 4: оба проигрывают.
Volkswagen сохранит свою долю, прекратив какие-либо контакты с японской стороной вплоть до ухода их главы Осаму Сузуки. Это впоследствии может привести к серьезному кризису в Suzuki. Продать свою долю сейчас и потерять немцам не позволят акционеры. Suzuki, со своей стороны, откажется содействовать VAG на рынках Индии и ЮВА, воспринимая его как враждебного инвестора, и пойдет на расширение сотрудничества с Fiat в тех сферах, в которых не удалась дружба с Вольфсбургом. В этом сценарии не выигрывает ни одна из сторон. Это патовая ситуация.
Сценарий 5: Volkswagen выходит на тропу войны.
Красная кнопка, которой обладает VAG, – возможность полного поглощения Suzuki. Это маловероятный и наименее благоприятный сценарий. Во-первых, подобные сделки крайне редки, в частности, на японском автомобильном рынке. Во-вторых, для достижения необходимого полного слияния они требуют полной поддержки со стороны управления и штата поглощаемой компании. Впрочем, немцы могут и не прибегать к подобным крайним мерам. Им достаточно добрать на рынке еще 5,1% акций Suzuki и получить блокирующий пакет, что предоставит им уже другой уровень контроля.
Так или иначе, развязка уже близка. Сегодня истекает крайний срок, данный Suzuki VAG, чтобы последний отозвал свои обвинения в дискредитации. В качестве отступных Осаму Сузуки требует продажи доли VW и прекращения сотрудничества, ставшем краеугольным камнем его карьеры. В свою очередь немцы настаивают на том, чтобы Suzuki немедленно отказался от закупок фиатовских дизелей для SX4 и Sedici, что, по их мнению, является прямым нарушением условий контракта с VAG.
Партия заходит в эндшпиль. Посмотрим, кто быстрее вытащит свой кольт.