Удар о дно кризиса ожидается в третьем квартале 2009 года
Участники форума: как представители автомобильного бизнеса, так и финансовые аналитики крупных мировых аналитических агентств, проанализировали существующие кризисные явления и пришли к выводу: дно кризиса покажется в третьем квартале 2009 года.
За 2008 г. во всем мире продажи автомобилей снизились до 62 млн. единиц, а за 2009 г. эксперты ждут снижение продаж еще на 15%. По их прогнозам спрос на автомобили вернется на докризисный уровень еще очень не скоро. Мировому автопрому понадобится около 5 лет для того, чтобы восстановить объемы продаж 2007 г. До этого многие эксперты полагали, что вслед за тяжелым 2009 г. спрос на автомобили станет восстанавливаться. Теперь же падение продаж в России в текущем году прогнозируется до 70% (об этом собственно говорили отдельные независимые автоэксперты еще в сентябре-октябре 2008 г., но тогда их просто никто не хотел слушать). Ожидаемый объем продаж, по разным оценкам, составит от 1,2 до 1,6 млн легковых машин.
При этом соотношение продаж новых иномарок и отечественных автомобилей остается примерно на том же уровне, что и до кризиса, что привело к сокращению объемов производства отечественных автомобилей (до 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). По расчётам опрошенных экспертов рынка автомобильного ритейла российский рынок "просел" на 38-41%, московский на 24-28%, у крупных дилеров оборот в среднем сократился на 18-20% - рынок сокращается за счет мелких и региональных дилеров. Менее всего кризис отразился на продажах марок сегмента "премиум".
Динамика цен за последние три квартала обусловлена двумя факторами: девальвация рубля и введение "заградительных" пошлин. Однако потребитель пока не может оценить в полной мере рост стоимости нового автомобиля многие цены до сих пор "заморожены" - производители и дилеры всячески пытаются смягчить рост специальными маркетинговыми программами, что немного сдерживает рост цен. Производителям, которые буквально год назад перешли на рублевые цены, пришлось вернуться к валютным, что повлекло включение валютных рисков в стоимость автомобиля. Сейчас те же включенные валютные риски служат инструментом для предоставления скидок. Поэтому реально говорить о ситуации дел и перспективах на ближайшее будущее можно будет, не ранее июля, когда, по мнению экспертов, ожидается ликвидация стоков машин 2008 г. и на рынке останутся только автомобили 2009 г.
Почти все дилеры приостановили проекты по строительству зданий под дилерские центры, однако существующих мощностей достаточно для продаж в следующие 2 года с учетом спада спроса. По мнению экспертов, в 2009 г. на московском рынке будут остановлены все строительные объекты, степень завершенность которых менее 30%, новые проекты не будут начинаться вовсе. Кроме того, многие строительные объекты были заморожены ещё во второй половине 2008. Последние полгода многие компании находятся в таком положении, что "рады-бы продастся, а некому". На рынке много предложений, но покупателей нет. Есть кого поглощать, но не кому поглащать. Поэтому многие компании будут просто уходить и освобождать место для незатратного развития оставшихся. В наиболее невыгодной ситуации находятся дилеры, которые придерживались стратегии агрессивного роста и компании, имеющие несбалансированный портфель брендов.Размер компании в рамках этих типов не имеет значения.
Успешное преодоление трудностей напрямую зависит от инвестиций. Частные фонды прямых инвестиций становятся наиболее перспективными для российского рынка. Однако теперь инвесторы стали более осторожны, и пока ни о каких крупных инвестпроектах данных нет.
Кризис в большой степени повлиял на изменение структуры продаж автомобилей: автомобили класса "люкс" и внедорожники продолжили рост, в то время как сегмент малых и семейных автомобилей уже утратили былые позиции. Это объясняется тем, что большинство "бюджетных" и семейных автомобилей покупалось в кредит, а с ужесточением условий выдачи кредитов для многих покупка автомобиля стала недоступной. В связи с неутешительной экономической ситуацией россияне к выбору автомобиля стали относиться с большей тщательностью. Несколько изменились приоритетные факторы, влияющие на выбор покупателей. На первое место выходит экономичность автомобиля, стоимость его владения.
Многие компании связывают достижение "дна рынка" с истощением складских запасов 2008 г. или с "вымыванием" популярных моделей со складов дилеров. Специальные ценовые предложения производителей сделают переход на новые цены плавным, но им не удастся долго сдерживать цены на убыточном для себя уровне. Динамика рынка рассчитана на основании консенсус прогноза экспертов. Наиболее вероятный период достижения дна рынка, по мнению экспертов, IV квартал 2009 г. При этом рынок снизится на 65 % к предыдущему году и составит - 256 тыс. машин за квартал.
Согласно консолидированному мнению экспертов восстановление будет происходить постепенно и возврат к объемам 2007 - первому полугодию 2008 г. произойдет не ранее 2012 г., когда рынок достигнет 2 242,8 тыс. машин. Первые два-три квартала 2010 г. пройдут под знаком рецессии. Небольшой рост возможно будет заметен только в IV квартале 2010 г.