Хроника: первые испытания Volkswagen
75 лет назад, 22 октября 1936 года, начались испытания первой серии прототипов будущего Volkswagen.
История Volkswagen продолжает волновать современных историков. Главным образом, спорят о том, кто же все-таки придумал автомобиль первым. «Иногда я подсматривал через его плечо, иногда он», – так вспоминал о том времени Фердинанд Порше, тесно общавшийся с Гансом Ледвинкой и Эдмундом Румплером. Всех их можно назвать представителями венской конструкторской школы.
Крах Австро-Венгерской империи разбросал их по разным странам, однако творческие контакты не прекращались. И, в частности, в ту пору живо обсуждалась концепция доступного автомобиля. Размещение силового агрегата сзади, вблизи ведущих колес, представлялась оптимальным решением. Снижалась материалоемкость конструкции, упрощался привод, благодаря лучшей загруженности ведущих колес можно было обойтись маломощным двигателем.
Первые подобные автомобили уже разъезжали по европейским дорогам – вспомним Hanomag 2/10PS 1925 года конструкции инженеров Фиделиса Бёлера и Карла Поллиха. И более того, даже термин Volkswagen, «Народный автомобиль», был у многих на устах. Именно как Volkswagen рекламировал свою малолитражку еще один австрийский конструктор, Йожеф Ганц.
Фердинанд Порше просто оказался удачливее своих коллег. Или пронырливее. В 1934 году в берлинском отеле «Кайзерхоф» он встретился еще с одним земляком, Адольфом Гитлером. Гитлер ухватился за идею доступного народного автомобиля и самолично набросал в блокнот инженера его эскизы (благо, считал себя художником). Рисовал он, правда, не Volkswagen в его окончательном виде, а… заднемоторный прототип Mercedes-Benz M17, построенный в 1931 году. Кстати, оснащен прототип был оппозитным 1,2-литровым четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения.
В 1932 году аналогичная машина появилась у Skoda, в 1933-м – у Tatra. Именно на Tatra, точнее, на Závody Ringhoffer-Tatra a.s., служил конструктором друживший с Порше Ледвинка. С 1927 года «Татрой» владел чешский магнат барон Ханус Фрейхерр фон Рингхофер, потомок знаменитого чешского пивного короля Франтишека Рингхофера.
Вскоре после выпуска в 1936 году Германией первой опытной партии автомобилей V3 разразился скандал. Судебный иск против Порше, а точнее, против той организации, которой было поручено организовать производство Volkswagen, - Германского Трудового фронта, подало чешское патентное ведомство. Дело не имело судебной перспективы, поскольку Трудовой фронт был организацией политической, а Гитлер не раз демонстрировал пренебрежение нормами международного права. В итоге дело застряло в Гаагском трибунале, а после захвата Германией Чехословакии потеряло юридическую почву.
К вопросу вернулись уже после войны, причем истцом в деле выступала австрийская компания Ringhoffer-Tatra, а не национализированные чехословацкие заводы Tatra. К слову, самого Ганса Ледвинку новые социалистические власти осудили за сотрудничество с нацистами и выгнали из республики.
Дело решилось, когда Порше давно уже не было в живых: 12 октября 1961 года земельный суд Дюссельдорфа признал, что в конструкции Volkswagen использованы решения, придуманные Ледвинкой для автомобилей Tatra. Volkswagen AG выплатил наследникам барона Рингхофера компенсацию в три миллиона немецких марок, однако Ледвинка ушел с пустыми руками.
Пройдя по ссылке, получите доступ к полному архиву ЗР с 1928 по 2011 г.